Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Ивановой Ю.В.
судей
Чуфистова И.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2020 года административное дело N2а-2639/2020 по апелляционной жалобе Гудковой А. В. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Гудковой А. В. к администрации Невского района Санкт-Петербурга об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Гудковой А.В, представителя административного истца Цыбина Д.В, действующего на основании устного заявления с занесением в протокол судебного заседания в соответствии с частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представителя административного ответчика Волковой К.А, действующей на основании доверенности от 10 января 2020 года сроком до 31 декабря 2020 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гудкова А. В. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение администрации Невского района Санкт-Петербурга об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Гудкова А.В. просила обязать администрацию Невского района Санкт-Петербурга поставить на учет в качестве нуждающихся Гудкову А.В. и членов её семьи - Г.Ю.Д. и С.Н.С.
В обоснование заявленных требований Гудкова А.В. указала, что обратилась в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях её и двух несовершеннолетних детей - С.Н.С. и Г.Ю.Д, в удовлетворении которого уведомлением от 19 ноября 2019 года было отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с превышением нормы обеспечения жилой площадью. По мнению административного истца, решение является незаконным и необоснованным, поскольку Гудкова А.В. и её несовершеннолетние дети зарегистрированы и постоянно проживают вместе с ее мужем Г.Д.А. в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности матери административного истца Ц.К.М, постоянно проживающей и зарегистрированной в г. Норильске. Проживая вчетвером в однокомнатной квартире общей площадью 35, 40 кв.м, семья административного истца не обеспечена жилой площадью, административный истец не является членом семьи собственника жилого помещения, которая не проживает с ними, проживает отдельно, общее хозяйство они не ведут, не являются членами семьи собственника жилого помещения.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Гудкова А.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что судом не принято во внимание, что членами семьи Ц.К.М. она и её дети не являются, Ц.К.М. постоянно проживает в другом городе.
Выслушав объяснения административного истца и представителя административного истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Гудкова А.В. с 15 апреля 2010 года постоянно зарегистрирована в однокомнатной квартире площадью 35, 40 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" (л.д.13).
Вместе с Гудковой А.В. в квартире постоянно зарегистрированы её несовершеннолетние дети: с 21 апреля 2010 года сын С.Н.С, "дата" года рождения, и с 10 декабря 2018 года дочь Г.Ю.Д, "дата" года рождения (л.д.13).
Указанная квартира на основании договора купли-продажи N8/2-600 от 23 декабря 2009 года принадлежит матери административного истца Ц.К.М. (л.д.61).
Согласно свидетельству о заключении брака Гудкова А.В. с 06 июня 2018 года состоит в браке с Г.Д.А, который зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: "адрес", площадью 51, 2 кв.м, в которой Г.Д.А. на праве собственности на основании договора приватизации от 15 сентября 1994 года и соглашения об определении долей от 21 марта 2003 года принадлежит 1/4 доли (л.д.34-35, 39, 59).
25 октября 2019 года Гудкова А.В. обратилась в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии её и несовершеннолетних детей С.Н.С, "дата" года рождения (сын), и Г.Н.С, "дата" года рождения (дочь), на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 44-45).
Уведомлением администрации Невского района Санкт-Петербурга от 19 ноября 2019 года N1121-19 Гудковой А.В. сообщено об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с превышением учетной нормы (л.д.32).
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что жилищная обеспеченность административного истца на дату принятия оспариваемого решения превышала установленную норму.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2.2. Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 N536-р государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.
В силу пункта 3.4.2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N1078 "Об Администрациях районов Санкт-Петербурга" в обязанности Администрации района входит
вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учётной нормой площади жилого помещения в соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в каче-
стве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Обеспеченность административного истца и ее детей жилой площадью по правилам Закона Санкт-Петербурга N407-65 от 19 июля 2005 года в квартире, расположенной по адресу: "адрес", составляет 11, 8 кв.м. (35, 4 : 3), что более нормы предоставления.
Доводы административного истца Гудковой А.В. о том, что при определении размера обеспеченности жилыми помещениями не подлежит учету жилое помещение, собственником которого является ее мать Ц.К.М, основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, согласно требованиям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
На основании части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В соответствии с частью 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
В силу статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
В соответствии с положениями статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года N4-П указал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 января 2003 года N17-О также указывает на то, что регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с положениями Конституции Российской Федерации.
Квартира, расположенная по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности матери административного истца Ц.К.М.
Право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: "адрес", у административного истца и ее несовершеннолетних детей не утрачено, в связи с чем указанное жилое помещение обоснованно учтено при расчете обеспеченности жилыми помещениями.
Поскольку обеспеченность административного истца жилой площадью по правилам Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 выше установленной указанным Законом учетной нормы, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для постановки административного истца и её детей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гудковой А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.