Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Стаховой Т.М.
при секретаре Плакунове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июня 2020 года административное дело N2а-2896/2020 по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 22 января 2020 года по административному иску Якуниной Н. В. к администрации муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Евдокимовой О.А, действующей на основании доверенности от 22 октября 2019 года сроком на три года, представителя административного ответчика администрации муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области Виноградова О.И, действующего на основании доверенности от 01 апреля 2020 года сроком на один год, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якунина Н. В. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила:
-признать незаконным решение администрации муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 30 сентября 2019 года N 2465 об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса;
-обязать администрацию муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером N.., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками, площадью 1 001 кв.м.
В обоснование заявленных требований Якунина Н.В. указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками, расположенного по адресу: "адрес". В установленном законом порядке она обратилась в администрацию муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о присвоении адреса объекту адресации с приложением необходимых документов, однако 30 сентября 2019 года административный ответчик принял решение N2465 об отказе в присвоении адреса объекту адресации в связи с отсутствием случаев и условий для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанных в пункте 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 (далее - Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов). По мнению административного истца, оспариваемое решение является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, поскольку ею были представлены все необходимые документы, при этом Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов не содержит такого основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги - присвоение адреса земельному участку как отсутствие документации по планировке территории (л.д.5-8).
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 22 января 2020 года административный иск Якуниной Н.В. удовлетворен частично, признано незаконным решение Администрации муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области N 2465 от 30 сентября 2019 года, на администрацию муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Якуниной Н.В. от 12 сентября 2019 года входящий номер 2132 от 18 сентября 2019 года; с администрации муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области в пользу Якуниной Н.В. взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей (л.д.100-108).
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области просит решение суда отменить и в удовлетворении административного искового заявления отказать (л.д.111).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Якунина Н.В. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением.
Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникаци-онной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец Якунина Н.В. об отложении дела не просила и доказательств уважительной причины неявки не представила, её неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 12 февраля 2014 года Якуниной Н.В. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес" (л.д. 85-86).
Из кадастрового паспорта указанного земельного участка от 13 января 2016 года следует, что из данного земельного участка образованы земельные участки, в том числе, земельный участок с кадастровым номером N.., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками, расположенный по адресу: "адрес", дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 11 января 2016 года (л.д. 83).
12 сентября 2019 года Якунина Н.В. обратилась в администрацию муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением, в котором просила присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером N.., расположенному по адресу: "адрес" (л.д. 88).
Решением администрации муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 30 сентября 2019 года N2465 Якуниной Н.В. отказано в присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером N.., расположенному по адресу: "адрес", в связи с отсутствием случаев и условий для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанных в пункте 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N1221 (далее - Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов), "подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации" (л.д. 21).
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что административный ответчик не был лишен возможности самостоятельно организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с предоставлением её на утверждение, в связи с чем административный ответчик не вправе был отказывать в присвоении адреса земельному участку по основанию отсутствия такой документации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Так, пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.
Пункт 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов полномочия по присвоению объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса относит к органам местного самоуправления, органам государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченным законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного закона объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.
Согласно пункту 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Главой 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов установлен порядок присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса.
Пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов присвоение объекту адресации адреса в отношении земельных участков осуществляется в случаях:
-подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
-выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Аналогичные положения установлены пунктом 2.3.1 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации Дружногорского городского поселения от 14 июня 2017 года N212.
Из оспариваемого решения следует, что основанием к принятию оспариваемого решения являлось отсутствие документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.
По смыслу пунктов 27, 29 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях - также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.
В соответствии с пунктом 34 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов к заявлению прилагаются следующие документы:
а) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации;
б) кадастровые паспорта объектов недвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объекта адресации (в случае преобразования объектов недвижимости с образованием одного и более новых объектов адресации);
в) разрешение на строительство объекта адресации (при присвоении адреса строящимся объектам адресации) и (или) разрешение на ввод объекта адресации в эксплуатацию;
г) схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса);
д) кадастровый паспорт объекта адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет);
е) решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (в случае присвоения помещению адреса, изменения и аннулирования такого адреса вследствие его перевода из жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение);
ж) акт приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения, приводящих к образованию одного и более новых объектов адресации (в случае преобразования объектов недвижимости (помещений) с образованием одного и более новых объектов адресации);
з) кадастровая выписка об объекте недвижимости, который снят с учета (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте "а" пункта 14 настоящих Правил);
и) уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений по объекту адресации (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте "б" пункта 14 настоящих Правил).
Из анализа Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" следует, что заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N1221, в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:
а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;
б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;
в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Согласно пункту 41 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
В нарушение приведенных положений нормативно-правовых актов оспариваемое решение не содержит оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанные в пункте 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.
При этом, согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе данного органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Таким образом, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа, в связи с чем административный ответчик не лишен возможности самостоятельно организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с предоставлением ее на утверждение.
Доводы административного ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером N... образован в 2016 году в результате незаконного раздела земельного участка с кадастровым номером N... не является основанием для признания законным отказа в присвоении адреса земельному участку кадастровым номером N.., поскольку согласно кадастрового паспорта земельного участка земельный участок с кадастровым номером N... поставлен на кадастровый учет 11 января 2016 года, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Якуниной Н.В. 24 февраля 2016 года.
Учитывая, что законодательством Российской Федерации требование присвоения объекту адресации адреса является обязательным, а также то, что на момент обращения Якуниной Н.В. с заявлением о присвоении адреса, право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке и земельный участок поставлен на кадастровый учет, отказ административного ответчика в присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером N... не соответствует действующему законодательству.
Примененный судом способ восстановления нарушенного права является правильным и соответствует положениям статьи 10 Конституции Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 22 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.