Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Стаховой Т.М.
при секретаре Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 июля 2020 года административное дело N2а-2296/2020 по апелляционной жалобе Алексеевой М. А, действующей также в интересах несовершеннолетнего А.А.А, на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2020 года по административному исковому заявлению Алексеевой М. А, действующей также в интересах несовершеннолетнего А.А.А, к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности совершить определённые действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Алексеевой М.А, действующей также в интересах несовершеннолетнего Алексеева А.А, представителя административного истца Ефимовой Д.К, действующей на основании доверенности от 15 января 2020 года сроком на два года, представителя административного ответчика Мироненко Т.А, действующей на основании доверенности от 27 декабря 2019 года сроком по 31 декабря 2020 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеева М. А, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына А.А.А, обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 2 декабря 2019 года N15-02/935-14 об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование заявленных требований Алексеева М.А. указала, что 24 октября 2019 года обратилась в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в удовлетворении которого 29 октября 2019 года отказано в связи с отсутствием у неё постоянной регистрации в Санкт-Петербурге, а также совершением намеренных действий по ухудшению жилищных условий с целью постановки на жилищный учет. По мнению административного истца, решение является незаконным, поскольку на момент подачи заявления в администрацию о постановке на жилищный учёт она и ее несовершеннолетний сын проживают по адресу: "адрес", данные сведения были представлены при подаче заявления, при этом, ссылка на регистрацию по месту проживания до 4 сентября 2019 года по адресу: "адрес", является необоснованной, так как 15 октября 2019 по договору купли-продажи 78 АБ 7739160 данная квартира была продана; факт ухудшения жилищных условий в связи с отчуждением недвижимого имущества, ранее являющимся местом проживания, не может свидетельствовать о намеренном и целенаправленном ухудшении жилищных условий с целью постановки на жилищный учёт, поскольку несовершение данной сделки создало бы существенные затруднения для проживания её с несовершеннолетним сыном в данной квартире.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 3 марта 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Алексеевой М.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Алексеева А.А, отказано.
В апелляционной жалобе Алексеева М.А, действуя за себя и в интересах несовершеннолетнего Алексеева А.А, просит решение суда отменить и удовлетворить административный иск. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что суд первой инстанции, приходя к выводу о том, что административный истец не имеет право на постановку на жилищный учет, так как была обеспечена жилой площадью более учётной нормы, является неверным, поскольку судом первой инстанции не было учтено, что ей на праве собственности принадлежала только 1/4 доли в праве собственности квартиры и на неё с несовершеннолетним сыном приходилось соответственно по 8, 6 кв.м.
Выслушав объяснения административного истца и представителя административного истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, и представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Алексеева М.Н. в период с 09 августа 1989 года по 04 сентября 2019 года и её несовершеннолетний сын А.А.А, "дата" года рождения, в период с 02 марта 2009 года по 04 сентября 2019 года были зарегистрированы по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: "адрес", состоящей из трех комнат, общей площадью 69, 30 кв.м, жилой площадью 44 кв.м, в которой Алексеевой М.Н. принадлежала 1/4 доли на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от "дата" (л.д.20, 26).
15 октября 2019 года указанная квартира была продана П.А.В. на основании договора купли-продажи, заключенного между А.А.М, Алексеевой М.А, О.И.В. и П.В.Е. (л.д.5-7).
Согласно справке о регистрации Алексеева М.Н. и ее несовершеннолетний сын А.А.А. зарегистрированы с "дата" по "дата" по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д.22).
24 октября 2018 года Алексеева М.Н. обратилась в Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила принять её и её несовершеннолетнего сына А.А.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.16 об.-17).
Уведомлением от 2 декабря 2019 года N02-935-19 Алексеевой М.Н. отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 2.9 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Российской Федерации (далее Административный регламент) и пунктом 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с непредставлением документов, указанных в пункте 2.6.1.1 Административного регламента, содержащих сведения о месте жительства заявителя, а также в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с очевидным ухудшением жилищных условий (л.д.15).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку Алексеева М.А. на момент обращения за предоставлением государственной услуги не имела постоянной регистрации на территории Санкт-Петербурга, а также что ею осуществлены действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, то отказ администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в принятии административного истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях условий по договору социального найма является правомерным.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Административного регламента, Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65), Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3.12.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" полномочиями Администрации района является осуществление в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Задачами Администрации района Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2.2 названного Положения является осуществление на территории района полномочий органа социальной защиты, определенных федеральным законодательством, в соответствии с правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р, государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, осуществляется администрацией района во взаимодействии с органами (организациями), указанными в пункте 1.3.1 настоящего Административного регламента. За предоставлением государственной услуги заявители обращаются в администрацию района, МФЦ либо посредством Портала.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом в соответствии со статьёй 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьёй 2 названого Закона Российской Федерации и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, определено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года N 4-П указал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 января 2003 года N 17-О также указывает на то, что регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с положениями Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу пункта 2.6.1.1 Административного регламента для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) представляется:
-заявление о принятии на учет согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту;-документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет), и иные документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи в соответствии с действующим законодательством;
-документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи:
а) справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА;
б) справка о регистрации по месту жительства (форма 9) из архива (для лиц без определенного места жительства, ранее имевших место жительства в Санкт-Петербурге), в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА, либо копия судебного акта, подтверждающего, что лицо без определенного места жительства ранее имело место жительства в Санкт-Петербурге;
в) свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) (для лиц без определенного места жительства);
-документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет:
а) справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется не ГКУ ЖА;
б) судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Таким образом, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда, что представленные документы при обращении с заявлением об оказании государственной услуги не подтверждают право состоять на данном учете, поскольку на момент обращения Алексеева М.А. и ее несовершеннолетний сын А.А.А. не имели регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге и не признаны лицами без определенного места жительства.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм права следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закон Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан:
-раздел или обмен жилого помещения;
-вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей);
-отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности;
-невыполнение условий договора социального найма, повлекшее выселение гражданина в судебном порядке;
-расторжение договора социального найма по инициативе гражданина.
Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
Доводы апелляционной жалобы Алексеевой М.А. о том, что до обращения с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях она также была обеспечена жилой площадью менее учетной нормы, поскольку ей принадлежала лишь 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: "адрес", основаны на неверном толковании положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
На сентябрь 2019 года квартира, расположенная по адресу: "адрес", являлась отдельной, находилась в долевой собственности А.С.А. (1/4 доля), А.А.М. (1/4 доля), О.И.В. (2/4 доли) без определения долей, в квартире были зарегистрированы три человека: А.С.А, А.А.А, А.А.М. и О.И.В, в связи с чем жилищная обеспеченность Алексеевой М.А. и её несовершеннолетнего сына А.А.А. в указанной квартире составляла 17, 3 кв.м (69, 3:4), что превышало учетную норму 9 кв.м, установленную Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65.
Отчуждение 15 октября 2019 года Алексеевой М.А. принадлежащих ей на праве собственности 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: "адрес", обоснованно квалифицировано как действия по намеренному ухудшению жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
К моменту обращения Алексеевой М.А. 24 октября 2019 года в администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пятилетний срок, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65, не истек.
Также судебная коллегия учитывает, что несовершеннолетний сына Алексеевой М.А.- А.А.А. имел право пользования квартирой, расположенной по адресу: "адрес".
Согласно пункту 2 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
К полномочиям органов опеки и попечительства согласно пункту "б" части 1 статьи 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" относится выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных.
Частью 2 статьи 20 Федерального "Об опеке и попечительстве" установлено, что для заключения в соответствии с частью 1 настоящей статьи сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства, выданное в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 и 2 статьи 21 вышеприведенного закона опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Во избежание процедуры получения согласия органа опеки и попечительства на отчуждение квартиры, расположенной по адресу: "адрес", Алексеева М.А. с сыном А.А.А. выписались до заключения договора купли-продажи указанной квартиры (15 октября 2019 года) 4 сентября 2019 года и зарегистрировались по месту пребывания по адресу: "адрес", тем самым ухудшили жилищные условия, поскольку не приобрели в собственность или по договору социального найма другого жилого помещения (л.д.5, 20, 22).
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об отсутствии у администрации Красносельского района Санкт-Петербурга правовых оснований для удовлетворения заявления Алексеевой М.А. о принятии ее и ее несовершеннолетнего сына на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеевой М. А, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего А.А.А, - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.