Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И.
судей
Шеломановой Л.В, Ивановой Ю.В, при секретаре
Шибановой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 06 октября 2020 года административное дело N 2а-4493/2020 по апелляционной жалобе Аскарова Алика Даутовича на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 23 июля 2020 года по административному исковому заявлению Аскарова Алика Даутовича к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения административного истца Аскарова А.Д, возражения представителя административного ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Мироненко Т.А, действующей на основании доверенности, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Аскаров А.Д. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 18 февраля 2020 года N15-02/1422-04 об отказе в предоставлении государственной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отношении административного истца, а также в целях восстановления нарушенных прав обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца.
В обоснование требований Аскаров А.Д. указал, что 20 января 2020 года он обратился в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, решением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 18 февраля 2020 года ему было отказано в предоставлении государственной услуги по принятию его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что с учетом жилых помещений, принадлежащих совместно зарегистрированным с ним ФИО1 и ФИО2, доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи, превышает учетный норматив. С указанным решением Аскаров А.Д. не согласен, поскольку данные лица не претендовали на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, с указанными лицами административный истец общего хозяйства не ведет, отношений не поддерживает, членами его семьи они не являются. Следовательно, у администрации отсутствуют основания для учета жилой площади, находящейся в собственности указанных лиц.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 23 июля 2020 года, в удовлетворении требований Аскарова А.Д. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Аскаров А.Д. просит решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2020 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным при существенном нарушении норм материального и процессуального права. Апеллянт ссылается на то, что судом не были исследованы все доказательства, представленные в материалы дела.
Административный истец Аскаров А.Д. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Мироненко Т.А, действующая на основании доверенности, в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Аскаров А.Д. постоянно проживает в жилом помещении, представляющем собой две комнаты в коммунальной квартире, жилой площадью 33, 80 кв.м, по адресу: "адрес".
Указанное жилое помещение было предоставлено Аскарову А.Д. на основании ордера N... от "дата", на семью из двух человек, в том числе, дочь ФИО3
20 января 2020 года Аскаров А.Д. обратился в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил принять его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом N15-02/1422-04 от 18 февраля 2020 года администрация Красносельского района Санкт-Петербурга уведомила Аскарова А.Д. о принятом решении, об отказе в предоставлении государственной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из копии уведомления, основанием для вынесения решения послужило превышение учетной нормы, поскольку совместно с административным истцом зарегистрированы и проживают ФИО1 и ФИО2, в собственности которых, имеются иные жилые помещения.
Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга при проведении проверки по заявлению Аскарова А.Д. установлено, что у ФИО1 имеется в собственности жилое помещение общей площадью 74, 10 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", "... " долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 74, 20 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", а ФИО2 принадлежит на праве собственности жилое помещение, общей площадью 60, 90 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", жилое здание, общей площадью 45 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", "... " доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 57, 90 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в принятии Аскарова А.Д. на учет, нуждающихся в жилых помещениях, так как жилищная обеспеченность административного истца превышает учетную норму.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения в соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3.12.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" полномочиями Администрации района является осуществление в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Задачами Администрации района Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2.2 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N 1098, является осуществление на территории района полномочий органа социальной защиты, определенных федеральным законодательством, в соответствии с правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.
В силу пункта 3.12.1 названного Положения полномочиями Администрации района является осуществление в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р, государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, осуществляется администрацией района во взаимодействии с органами (организациями), указанными в пункте 1.3.1 настоящего Административного регламента. За предоставлением государственной услуги заявители обращаются в администрацию района, МФЦ либо посредством Портала.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения, для проживающих в коммунальных квартирах.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления от 02 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
Согласно справке формы 9, в квартире, расположенной по адресу: "адрес", совместно с Аскаровым А.Д. постоянно зарегистрированы по месту жительства его дочь ФИО3, бывшая жена, вселенная в качестве матери дочери ФИО2, ФИО1, вселенная в качестве дочери нанимателя, ФИО5 и ФИО4, вселенные в качестве внучек нанимателя.
Таким образом, все лица, зарегистрированные и проживающие в жилом помещении, были вселены в жилое помещение с согласия нанимателя в качестве членов его семьи.
Как следует из материалов дела, на день рассмотрения жилищной комиссией при администрации Красносельского района Санкт-Петербурга заявления Аскарова А.Д. в собственности ФИО1 и ФИО2 находились иные жилые помещения, указанные ранее.
С учетом приведенных положений законодательства и установленных обстоятельств администрация Красносельского района Санкт-Петербурга при определении обеспеченности жилой площадью Аскарова А.Д. учла жилые помещения, принадлежащие членам его семьи.
Доводы административного истца о том, что при определении уровня жилищной обеспеченности не должны учитываться жилые помещения, находящиеся в собственности ФИО1 и ФИО2, основаны на неправильном толковании положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ФИО2 является бывшей супругой Аскарова А.Д. и матерью их совместной дочери ФИО3, и была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения, с регистрационного учета по указанному адресу не снималась.
ФИО1, являющаяся дочерью ФИО2, была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя, с согласия нанимателя ФИО3
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при исчислении обеспеченности жилыми помещениями правомерно принял во внимание жилые помещения, находящиеся в собственности членов семьи административного истца и установил, что жилищная обеспеченность превышает норму предоставления.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 23 июля 2020 года по административному делу N2а-4493/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Аскарова Алика Даутовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.