Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Ильичевой Е.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре
Васендиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-5463/2019 по апелляционной жалобе Филлипова С. В. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 10 октября 2019 года, принятое по административному иску Филлипова С. В, действующего в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей "... " к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Сомовой А.В, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филиппов С.В, действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей "... ", обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском о признании незаконным решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 15 февраля 2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием для отказа в принятии на учет послужило непредставление административным истцом документов, удостоверяющих личность совместно зарегистрированных с ним членов семьи: брата "... " и матери "... " С указанным решением истец не согласен, поскольку данные лица не претендовали на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, общего хозяйства с ними заявитель не ведет, отношений не поддерживает.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил возложить на административного ответчика обязанность принять его с несовершеннолетними детьми на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 10 октября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Филиппов С.В. просит отменить постановленное по делу решение, как незаконное и необоснованное ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В суд апелляционной инстанции административный истец Филиппов С.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представил, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 6 статьи 226 и статьи 307 КАС Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося административного истца.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя районной администрации, полагавшего решение суда законным и обоснованным и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Основания и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениями Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В силу п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения (ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65).
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Указанное требование также предусмотрено п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65.
Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьей 7 указанного Закона.
В соответствии с частью 1 названной статьи, для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган, в числе прочего:
- заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;
- паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;
- документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства;
- документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи;
- документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и требования к их оформлению на момент подачи административным истцом заявления были определены Административным регламентом администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р.
Согласно п. 2.6.1.1 Административного регламента для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях необходимо, в том числе, предоставить документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет) и иные документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи в соответствии с действующим законодательством.
Из пояснений к пункту 2.6.1.1 следует, что члены семьи определяются в соответствии с семейным и жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В п. 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как следует из материалов дела, Филиппов С.В. со своими несовершеннолетними детьми зарегистрирован по месту жительства в четырехкомнатной квартире, общей площадью 48, 68 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
27 декабря 2018 года Филиппов С.В. обратился в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке его и членов его семьи - несовершеннолетних детей "... ", на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом от 15 февраля 2019 года N 15-02/956-18 администрация Красносельского района Санкт-Петербурга уведомила Филиппова С.В. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2.9 Административного регламента - в связи с непредставлением предусмотренных п. 2.6.1.1 Административного регламента документов, удостоверяющих личность проживающих совместно с ним членов семьи: матери "... " и брата "... "
Согласно справке о регистрации формы 9, в вышеназванной квартире по месту регистрации истца и его несовершеннолетних детей, также зарегистрированы его мать "... " и брат "... "
При этом жилое помещение находится в общей долевой собственности административного истца Филиппова С.В. и его брата "... " на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 15 января 1999 года N А-26403-99. Регистрация административного истца по месту жительства в указанной квартире осуществлена "... " 1972 года, а его брата "... " - "... " 1969 года - еще до рождения административного истца. В свою очередь, их мать "... " вселена в жилое помещение "... " 2007 года, после его приватизации, то есть с согласия собственников Филиппова С.В. и "... "
Таким образом, исходя из буквального толкования ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения жилищного законодательства, содержащиеся в п. 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", мать административного истца "... " является членом семьи заявителя, поскольку вселена им в жилое помещение после приобретения права собственности на него.
При этом доводы административного истца о том, что совместно со своей матерью он не проживает, общего хозяйства не ведет, отношений не поддерживает, правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку в силу вышеприведенных положений жилищного законодательства, для признания родителей собственника жилого помещения, вселенных собственником в данное жилое помещение, членами его семьи, достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Вместе с тем, брат административного истца "... ", с учетом даты его вселения до рождения административного истца, по смыслу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, не является членом семьи, так как не вселялся им в качестве члена своей семьи.
Однако, учитывая, что брат истца "... " является собственником ? доли в праве собственности на вышеприведенную квартиру, то расчет жилищной обеспеченности истца и его детей необходимо производить с учетом прв "... ".на долю в данной квартире.
С учетом изложенного, требование районной администрации о предоставлении совместно с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях копии документов, удостоверяющих личность его брата "... ", не основано на законе.
Вместе с тем, в отношении его матери "... " являющейся членом семьи заявителя, административным истцом предусмотренные ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 и п. 2.6.1.1 Административного регламента, документы, удостоверяющие личность совместно проживающего с ним члена семьи, не представлены.
Непредставление заявителем указанных документов, в силу п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2.9 Административного регламента, является основанием к отказу в предоставлении государственной услуги, в связи с чем, оснований к отмене решения администрации района об отказе в принятии Филиппова С.В. и его несовершеннолетних детей на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оформленного уведомлением от 15 февраля 2019 года N 15-02/956-18, у суда не возникло.
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска послужил пропуск административным истцом трехмесячного срока, установленного ст. 219 КАС Российской Федерации для обжалования в судебном порядке решения органа государственной власти и отсутствие правовых оснований для его восстановления.
Согласно ч.1 названной статьи гражданин вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оспариваемое решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга принято 15 февраля 2019 года, и согласно реестра исходящей документации, уведомление о принятом решении передано на отправку 19 февраля 2019 года (л.д. 18).
В Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с настоящим административным иском Филиппов С.В. обратился 8 августа 2019 года, т.е. со значительным пропуском процессуального срока, установленного ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, равно как доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, Филипповым С.В. не заявлено и не представлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявленных Филипповым С.В. требований является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 10 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.