Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Ильичевой Е.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре Васендиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4005/2019 по апелляционной жалобе Махрова А. С. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Махрова А. С. к Муниципальному Совету муниципального образования поселок Шушары о признании незаконными действия Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва по проведению 15 сентября 2019 года внеочередного заседания и решение Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва N28 от 15 сентября 2019 года "Об избрании Главы муниципального образования, исполняющего полномочия председателя Муниципального Совета".
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, выслушав объяснения представителя административного истца - Равчеева Д.Н, который настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы; представителей административного ответчика Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары - Самаснову Е.А, Торгашева А.В, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Избранный депутатом Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва Махров А.С. обратился в суд с административным иском к Муниципальному Совету муниципального образования поселок Шушары, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика по проведению 15 сентября 2019 года внеочередного заседания Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва, признать незаконным решение Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва N28 от 15 сентября 2019 года "Об избрании Главы муниципального образования, исполняющего полномочия председателя Муниципального Совета".
В качестве способа восстановления нарушенных прав, административный истец просил суд возложить на Муниципальный Совет муниципального образования поселок Шушары обязанность рассмотреть вопрос о проведении внеочередного заседания Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары с целью избрания Главы муниципального образования не позднее 15 дней с даты принятия решения судом; обратить решение суда к немедленному исполнению; обязать административного ответчика сообщить суду об исполнения решения суда.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заинтересованное лицо - избранный Глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя Муниципального совета муниципального образования поселок Шушары Медведев Е.К, о времени судебного разбирательства извещен, в суд апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства, не представил.
Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что доказательств нарушения процедуры организации и проведения заседания Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары 15 сентября 2019 года, не имеется. Право административного истца быть избранным Главой муниципального образования не нарушено, поскольку после выдвижения его кандидатуры на указанную должность, Махров А.С. по собственному волеизъявлению заявил самоотвод.
Выводы суда следует признать правильными.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно п. 3 статьи 34 Закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 25 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 420-79) определено, что структуру органов местного самоуправления составляют муниципальный совет муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом Санкт-Петербурга.
В силу пунктов 2, 4 ст. 27 Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 420-79) Глава муниципального образования в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо муниципальным советом муниципального образования из своего состава.
Из п.п.2 и 3 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга N 420-79 следует, что Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания муниципального совета муниципального образования. Заседание муниципального совета муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания муниципального совета муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Вновь избранный муниципальный совет муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания муниципального совета муниципального образования в правомочном составе.
Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары принят Постановлением N 16 от 29 июня 2005 года Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары.
Пунктом п. 2 ст. 23 Устава определено, что Главу муниципального образования, который исполняет полномочия председателя Муниципального совета, избирает Муниципальный совет из своего состава.
Согласно ст. 25 Устава заседание Муниципального совета правомочно, если на нем присутствует большинство из числа избранных депутатов.
Вновь избранный Муниципальный совет собирается на первое заседание в течение 30 дней со дня его избрания в правомочном составе.
Первое заседание депутатов Муниципального совета нового созыва открывает Глава муниципального образования, избранный депутатами Муниципального Совета предыдущего созыва, а в случае его отсутствия - старший по возрасту депутат Муниципального совета нового созыва.
Срок оповещения, форма созыва и порядок ведения дел Муниципального совета при проведении заседаний определяются Регламентом заседаний Муниципального совета, утверждаемым Муниципальным советом.
Пунктами 1-3 статьи 28 Устава определено, что выборы Главы муниципального образования проводятся в срок не позднее одного месяца со дня формирования Муниципального Совета нового созыва.
Избранным на должность Главы муниципального образования считается кандидат, набравший в ходе голосования большинство голосов от установленной численности депутатов Муниципального совета.
Регламент заседаний Муниципального Совета Муниципального образования поселок Шушары утвержден решением Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары от 26 января 2017 года N 04 (далее-Регламент).
Согласно п.6 Регламента оповещение депутатов о дне очередного заседания осуществляется не позднее трех дней до заседания Совета.
Пунктом 7 Регламента установлено, что внеочередные заседания созываются по инициативе Главы муниципального образования или не менее чем половины от числа избранных депутатов.
Решение о проведении внеочередного заседания доводится до сведения всех депутатов вместе с проектом повестки дня и проектами документов Совета не позднее, чем за два дня до заседания.
Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины от числа избранных депутатов Совета (п. 9 Регламента).
Порядок избрания должностных лиц Совета установлена положениями главы X Регламента, в соответствии с которым:
- кандидатуры депутатов для избрания на должность Главы муниципального образования, заместителя Главы муниципального образования, вносятся на обсуждение любым депутатом Совета.
Обсуждение кандидатур проводится в следующем порядке:
а) выступления с обоснованием мотивов выдвижения - 3 минуты;
б) выступления кандидатов - 3 минуты;
в) вопросы кандидатам и ответы на них - 7 минут;
г) выступления депутатов по мотивам голосования - 3 минуты.
После обсуждения кандидатур проводится тайное голосование в порядке, предусмотренном главой VII настоящего Регламента.
Избранным на соответствующую должность считается кандидат, набравший в ходе голосования большинство голосов от установленной численности депутатов Совета.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что решением избирательной комиссии муниципального образования поселок Шушары N 31-2 от 13 сентября 2019 года избранными депутатами Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва зарегистрировано 20 человек, в том числе административный истец Махров А.С. и заинтересованное лицо Медведев Е.К.
Из протокола N 08 внеочередного заседания Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва от 15 сентября 2019 года (л.д. 114-120 т.1) следует, что заседание депутатов Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары проводилось по адресу: "адрес".
Присутствовали 20 депутатов.
Депутаты "... " предложили провести внеочередное заседание Муниципального совета 15 сентября 2019 года в 14-30. Решение принято большинством голосов ("за" - 17 человек).
В начале заседания старший по возрасту депутат Муниципального Совета - "... " поздравил депутатов с избранием в состав Муниципального Совета, ознакомил с выдержками из Устава муниципального образования и Регламента заседаний Муниципального Совета.
Большинством голосов (15 человек) председателем внеочередного заседания Муниципального Совета избран депутат Медведев Е.К.; секретарем избран депутат "... " ("за" проголосовало 16 человек).
Депутат "... " предложила провести внеочередное заседание Муниципального Совета в закрытом режиме. Решение принято большинством голосов (16 человек). Присутствующие "... " покинули зал заседаний.
Председателем внеочередного собрания Медведевым Е.К. предложена повестка заседания, где пунктом 3 поставлен вопрос об избрании Главы муниципального образования - председателя Муниципального Совета шестого созыва. Повестка внеочередного заседания Муниципального Совета утверждена большинством голосов (11 человек).
Присутствующими на заседании депутатами в качестве кандидатов на должность Главы муниципального образования предложены кандидатуры Медведева Е.К. (заинтересованное лицо по настоящему делу), Махрова А.С. (административный истец), Дулеба В.В, Краснову О.Ю, Казанцева А.Ю.
Административный истец Махров А.С, Краснова О.Ю, Казанцев А.Ю. заявили самоотвод. При этом причины самоотвода, в том числе связанные с ненадлежащей организацией внеочередного заседания депутатов, административный истец Махров А.С. не высказал.
В связи с самоотводом перечисленных лиц, голосование проведено по двум кандидатурам - Медведева Е.К. и Дулебы В.В.
По результатам тайного голосования большинством голосов Главой муниципального образования избран Медведев Е.К. ("за" -11 человек, "против" - 8 человек).
Затем председательствующий депутат Медведев Е.К. зачитал проект оспариваемого по настоящему делу решения Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва N28 от 15 сентября 2019 года "Об избрании Главы муниципального образования, исполняющего полномочия председателя Муниципального Совета", за принятие которого проголосовали 17 человек, против - 2 человека, воздержался -1 (Л.д.119-120 т.1).
Оспариваемое Решение Муниципального Совета N 28 от 15 сентября 2019 года опубликовано и размещено на официальном сайте муниципального образования.
Из вышеизложенного содержания протокола N 08 внеочередного заседания Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва от 15 сентября 2019 года (л.д. 114-120 т.1) следует, что заседание депутатов Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва проведено при полном соблюдении требований Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары и Регламента заседаний Муниципального Совета Муниципального образования поселок Шушары.
Довод апелляционной жалобы о нарушении сроков и порядка извещения депутатов о назначении и проведении внеочередного собрания депутатов противоречит материалам административного дела.
Так, пунктами 6 и 7 Регламента заседаний Муниципального Совета Муниципального образования поселок Шушары не установлена необходимость извещения каждого депутата индивидуально и лично о дате проведения внеочередного заседания, а лишь указано, что решение о проведении внеочередного заседания доводится до сведения всех депутатов вместе с проектом повестки дня и проектами документов Совета не позднее, чем за 2 дня до заседания (Л.д.94 т.1).
В качестве доказательства исполнения приведенных положений Регламента, административным ответчиком суду представлен скриншот с официального сайта муниципального образования поселок Шушары в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", где 12 сентября 2019 года размещено объявления о проведении 15 сентября 2019 года в 14.00 часов внеочередного заседания депутатов Муниципального Совета муниципального образования Шушары с повесткой дня, включающей вопрос об избрании Главы муниципального образования (Л.д.200 т.1).
В подтверждение размещения объявления на сайте муниципального образования именно 12 сентября 2019 года административным ответчиком суду представлено письмо ООО "ТЕРРА", осуществляющее поддержку официального сайта муниципального образования поселок Шушары на основании муниципального контракта N 108 от 09 января 2019 (л.д. 195-197 т.1), согласно которому объявление о внеочередном собрании Муниципального Совета 15 сентября 2019 года размещено на сайте 12 сентября 2019 года. Дата 16 сентября 2019 года, на которую ссылается административный истец, является датой внесения изменений в информацию, размещенную на сайте 12 сентября 2019 года, но не датой опубликования объявления (Л.д.237 т.1).
Оснований усомниться в достоверности ответа ООО "ТЕРРА" у суда не имелось, поскольку данная организация не является участником судебного разбирательства, не заинтересована в исходе дела, а также содержание ответа ООО "ТЕРРА" о размещении объявления 12 сентября 2019 года на сайте муниципального образования поселок Шушары подтверждается показаниями свидетелей: "... ", которые подтвердили не только осведомленность депутатов о проведении 15 сентября 2019 года внеочередного заседания Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва, но и опубликование на официальном сайте муниципального образования поселок Шушары объявления об этом.
Объяснения свидетелей: "... " об их неосведомленности о назначении внеочередного заседания Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары на 15 сентября 2019 года, не изменяют правильность вышеприведенных вывода суда первой инстанции.
Свидетели "... " пояснили, что до 15 сентября 2019 года на официальный сайт муниципального образования поселок Шушары в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не заходили и публикации не изучали. Свидетель "... " является проигравшим кандидатом, выдвинутым на должность Главы муниципального образования, в связи с этим вывод суда о его заинтересованность в исходе дела, обоснован. Вместе с тем, отрицая факт опубликования 12 сентября 2019 года объявления о проведении внеочередного заседания, свидетель "... " подтвердил в суде первой инстанции то обстоятельство, что информация о проведении 15 сентября 2019 года внеочередного заседания Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары шестого созыва с целью избрания Главы муниципального образования обсуждалась между депутатами в группе, организованной в социальной сети WhatsApp.
Таким образом, бесспорных доказательств, свидетельствующих о не извещении депутатов о проведении 15 сентября 2019 года внеочередного заседания Муниципального Совета муниципального образования поселок Шушары, и нарушением в связи с этим установленного порядка проведения такого заседания, суду не представлено.
Кроме того, заслуживает внимание вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, подлежащих защите и восстановлению в судебном порядке.
Сам административный истец, выдвинутый кандидатом на должность Главы муниципального образования, заявил самоотвод, не указав причин своего решения. Таким образом, его право быть избранным Главой муниципального образования не нарушено.
Порядок проведения голосования, свободу волеизъявления депутатов при голосовании за выдвинутые кандидатуры на должность Главы муниципального образования - Медведева Е.К. и Дулеба В.В, правильность подсчета голосов депутатов, административный истец не оспаривает. На допущение каких-либо нарушений процедуры избрания Главы муниципального образования, допрошенные судом свидетели, также не ссылались.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, которая не содержит новых обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца и необходимости их восстановления, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.