Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Головкиной Л.А, Чуфистова И.В.
при секретаре
Васендиной О.В.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-3359/2019 по апелляционной жалобе Атаянц А. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2019 года, принятое по административному иску Атаянц А. В. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, начальнику Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными отказ в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, решение, принятое по результатам рассмотрения обращения.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца - адвоката Габуния И.Т, представителя административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области -Красновой Е.И, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
гражданка Туркменистана Атаянц А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и начальнику названного структурного подразделения органа миграционного контроля, в котором просила признать незаконными отказы от 7 марта 2019 года, 19 марта 2019 года, 21 марта 2019 года, 25 марта 2019 года в приеме заявлений Атаяц А.В. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также решение начальника УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Минченко В.Л. за N 15/3-197801805351 от 24 апреля 2019 года, принятое по результатам рассмотрения обращений Атаянц А.В. по вопросу законности вышеназванных отказов.
В обоснование административного иска указала, что является переселенцем из Туркменистана в Российскую Федерацию (разрешение на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию N... от 15 июля 2002 года); с 2002 года постоянно проживает на территории Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге, состоит на миграционном учете; со "дата" 2001 года состоит в браке с гражданином Российской Федерации - "... ", от брака имеют дочь - "... ", 1997 года рождения, также являющуюся гражданкой Российской Федерации. В Туркменистане жилья и родственников не имеет.
Административный истец неоднократно 7 марта 2019 года, 19 марта 2019 года, 21 марта 2019 года, 25 марта 2019 года обращалась с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в отдел РВП и ВНЖ УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в приеме которых ей отказано в связи с тем, что на территории Российской Федерации она находится с нарушением режима пребывания.
С оспариваемым отказом Атаянц А.В. не согласна, обжаловала его в порядке подчиненности, однако вышеуказанные обстоятельства необоснованно не приняты во внимание при разрешении начальником УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Минченко В.Л. поданной ею жалобы. Ответ от 24 апреля 2019 года за N 15/3-197801805351, равно как и отказ в принятии заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, полагает незаконными.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Атаянц А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца - адвокат Габуния И.Т, на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Краснова Е.И, полагая решение суда законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Административный истец Атаянц А.В, административный ответчик начальник УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Минченко В.Л. о времени и месте судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
Частью 1 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено названным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Вместе с тем, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину без учета квоты, при наличии одного из оснований, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в частности (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения): родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации (п. 1); состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, - в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой (п. 4)); имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации (п. 6.2); имеющему сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, состоящих в гражданстве Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности (п. 6.3) и др.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Процедура и сроки предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации урегулированы Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 27 ноября 2017 года N 891 (далее Административный регламент).
Пункт 28 Административного регламента определяет перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые иностранный гражданин должен подать в территориальный орган ФМС России по месту предполагаемого проживания либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания.
В соответствии с п. 83 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является личная подача заявления на бумажном носителе в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации с приложением всех необходимых документов, либо в форме электронного документа с использованием Единого портала с приложением личной фотографии в виде электронного файла.
Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов сотруднику, уполномоченному на рассмотрение заявления (п. 103 Административного регламента).
В соответствии с п. 44 Административного регламента заявление и документы к рассмотрению не принимаются, в том числе:
- при отсутствии документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом;
- если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
- если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания).
При наличии оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению заявление и документы возвращаются заявителю (п. 88 Административного регламента).
В соответствии с п.1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим же Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 данного Федерального закона и проч. (ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что гражданка Республики Туркменистан Атаянц А.В, имеющая разрешение на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию N... выданное 15 июля 2002 года представительством Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в Туркменистане, въехала в Российскую Федерацию 26 декабря 2002 года и по настоящее время находится на территории Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о принятии административным истцом мер легализовать свое положение в каждый период времени, превышающий 90 суток нахождения в Российской Федерации, материалы административного дела не содержат. Более того, согласно сведений АС ЦБД УИГ ФМС России, с 2009 года Атаянц А.В. неоднократно привлекалась к административной ответственности в соответствии со ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением режима пребывания в Российской Федерации (л.д. 122-123).
Согласно изложенных в административном исковом заявлении сведений, административный истец в марте 2019 года неоднократно обращалась с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в отдел РВП и ВНЖ УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (7 марта 2019 года, 19 марта 2019 года, 21 марта 2019 года, 25 марта 2019 года), в принятии которых отказано в связи с неправильным оформлением миграционного учета (нарушением сроков пребывания).
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, пришел к выводу, что на момент обращения с целью подачи указанного заявления, то есть на март 2019 года, административный истец безвыездно находилась на территории Российской Федерации более 90 суток, то есть с нарушением порядка пребывания, установленного абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в связи с чем в принятии заявления о выдаче разрешения на временное проживание структурным подразделением органа контроля в сфере миграции обоснованно отказано
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административным истцом не оспаривается, что с момента въезда в Российскую Федерацию 26 декабря 2002 года, она не выезжала с территории Российской Федерации, при этом разрешительные документы, продлевающие срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, истцом не оформлялись, что свидетельствует о незаконности ее пребывания на территории Российской Федерации.
При таких данных, учитывая, что Атаянц А.В, заявившей о желании получить разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, нарушены правила пребывания (проживания) в Российской Федерации, у миграционного органа отсутствовали основания для приема у истца заявления о выдаче разрешения на временное проживание.
Наличие у административного истца разрешения на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию N... от 15 июля 2002 года, вопреки доводам истца, не свидетельствует о законном нахождении Атаянц А.В. на территории Российской Федерации. Владелец данного разрешения и члены его семьи пользуются правами и несут обязанности, которые предусмотрены соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите переселенцев от 23 декабря 1993 года. Данное соглашение является документом, подтверждающим право иностранного физического лица на переселение в Российскую Федерацию, однако не дает разрешение переселенцу находится на территории Российской Федерации без оформления разрешительных документов.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о законности ее нахождения на территории Российской Федерации в связи с наличием у нее миграционной карты, регистрации по месту пребывания, основаны на неверном толковании закона, поскольку регистрация по месту пребывания носит уведомительный характер, а миграционная карта выдается иностранному гражданину, вновь прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и подтверждает его право на временное пребывание в Российской Федерации.
Неправомерного ограничения права истца на поддержание связей с семьей, проживающей на территории Российской Федерации, судебная коллегия в данном конкретном случае не усматривает, поскольку решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении Атаянц А.В. не принималось, и в соответствии с порядком, установленным статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", она вправе выехав с территории Российской Федерации, в дальнейшем въехать с соблюдением установленных миграционным законодательством требований, не лишена возможности пребывания в Российской Федерации в визовом и безвизовом порядке.
Таким образом, разрешая дело, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и принял законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.