Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре Матвеевой В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 мая 2020 года административное дело N2а-8762/2019 по апелляционной жалобе Ш.М.А. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2019 года по административному иску Ш.М.А. к Военному комиссару Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Ш.М.А, представителя административного истца адвоката Мейстельмана А.Я, действующего на основании ордера N015144 от 27 мая 2020 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш.М.А. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконными действия военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в вызове Ш.М.А. для прохождения медицинского освидетельствования 03 июля 2019 года в военный комиссариат Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр, дом 54.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Ш.М.А. просил обязать военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга прекратить необоснованное направление повесток.
В обоснование заявленных требований Ш.М.А. указал, что решением призывной комиссии МО "Парнас" Выборгского района Санкт-Петербурга от 16 апреля 2013 года он был признан ограниченно годным к военной службе по призыву на основании подпункта "а" части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с присвоением категории годности к военное службе "В", в связи с чем было принято решение об освобождении его от призыва и зачислении в запас. Личное дело было направлено для утверждения решения на рассмотрение Призывной комиссии Санкт-Петербурга, которой было принято решение о необходимости вызова Ш.М.А. на контрольное медицинское освидетельствование 05 июля 2013 года, однако по вине должностных лиц военного комиссариата Выборгского района Санкт-Петербурга на контрольное медицинское освидетельствование он вызван не был, в результате чего медицинское освидетельствование не проведено в период весеннего призыва 2013 года. Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2019 года признано незаконным бездействие призывной комиссии Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения по результатам решения призывной комиссии МО "Парнас" по протоколу N5-8/29 от 16 апреля 2013 года, выразившееся не ненаправлении (необеспечении явки) на контрольное медицинское освидетельствование 05 июля 2013 года в призывную комиссию Санкт-Петербурга; признаны незаконными действия военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в возложении обязанности на Ш.М.А. явиться в Военный комиссариат Выборгского района 25 апреля 2018 года для прохождения повторного медицинского освидетельствования и в повторной выдаче направления на анализы; также суд обязал призывную комиссию Санкт-Петербурга принять решение в отношении решения от 16 апреля 2013 года.
Однако военный комиссар Выборгского района Санкт-Петербурга направил ему повестку серии СПВР N 7819/4700, в которой обязал явиться 03 июля 2019 года в военный комиссариат города Санкт-Петербурга для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним. По мнению административного истца, указанные действия административного ответчика являются незаконными, поскольку определением суда вызов на медицинское освидетельствование в апреле 2018 года признан незаконным, а в постановлении не содержится указания на необходимость прохождения медицинского освидетельствования в 2019 году относительно решения 2013 года, считая возможным проведение контрольного медицинского освидетельствования исключительно в рамках той же призывной кампании, в период которой было принято решение.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска Ш.М.А. отказано.
В апелляционной жалобе Ш.М.А. просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что вывод суда первой инстанции о том, что действия военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга правомерны, является необоснованным, так как основания для его вызова для прохождения контрольного медицинского освидетельствования 03 июля 2019 года отсутствовали. Судом необоснованно не приняты доводы административного истца о том, что контрольное медицинское освидетельствование должно проводиться в рамках той же призывной кампании, в период которой было принято решение об освобождении призывника от призыва по состоянию здоровья и зачислении его в запас. Указанные действия, при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу - направление на медицинское освидетельствование в 2019 году относительно решения 2013 года, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца возлагают на него дополнительные обязанности и не соответствуют нормативно-правовым актам.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный ответчик военный комиссар Выборгского района, представители заинтересованных лиц ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" и Призывная комиссия Санкт-Петербурга о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - заказным письмом с уведомлением.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Об отложении дела административный ответчик военный комиссар Выборгского района Санкт-Петербурга, заинтересованные лица ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" и Призывная комиссия Санкт-Петербурга, не просили, документы об уважительной причине неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и представителя административного истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Ш.М.А, "дата" года рождения, состоит на учете Военном комиссариате Выборгского района с 31 марта 2011 года.
По результатам медицинского освидетельствования заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, на основании пункта "б" статьи 21 Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123) Ш.М.А. присвоена категория годности к военной службе "В" - ограничено годен к военной службе (л.д.49).
Решением призывной комиссии МО "Парнас" от 16 апреля 2013 года согласно протоколу N5-8/29 Ш.М.А. освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта "а" части 1 статьи 23 часть 1 подпункт "а" Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и зачислен в запас (л.д.50).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2019 года отменено решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 01 ноября 2018 года по административному делу N 2а-5576/2018 по административному иску Ш.М.А. к Военному комиссару Выборгского района Санкт-Петербурга, призывной комиссии Санкт-Петербурга об оспаривании действий, бездействия, обязании совершить определенные действия; признано незаконным бездействие Призывной комиссии Санкт-Петербурга, выразившиеся в непринятии решения по результатам решения призывной комиссии МО "Парнас" по протоколу N5-8/29 от 16 апреля 2013 года об освобождении Ш.М.А. от призыва; признано незаконным бездействие Военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в ненаправлении (необеспечении явки) на контрольное медицинское освидетельствование 05 июля 2013 года в призывную комиссию Санкт-Петербурга для утверждения решения от 16 апреля 2013 года; признаны незаконными действия военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в возложении обязанности на Ш.М.А. явиться в Военный комиссариат Выборгского района 25 апреля 2018 для прохождения повторного медицинского освидетельствования и в повторной выдаче направлений на анализы; на Призывную комиссию Санкт-Петербурга возложена обязанность принять решение в отношении решения призывной комиссии МО "Парнас" от 16 апреля 2013 года (л.д.12-1, 226-231, 232-239 том 1).
Во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2019 года Военным комиссариатом Выборгского района Санкт-Петербурга в адрес Ш.М.А. направлена повестка Серия СПВР N7819/4700 о явке 03 июля 2019 года в военный комиссариат Санкт-Петербурга для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий связанных с ним (л.д.6 том 1).
03 июля 2019 года Ш.М.А. от прохождения контрольного медицинского освидетельствования, проводимого в целях определения законности и обоснованности принятого в отношении него решения призывной комиссии МО "Парнас" от 16 апреля 2013 года отказался, о чем членами призывной комиссии Санкт-Петербурга составлен акт (л.д.220, 221 том 1).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга являются законными, поскольку осуществлены в рамках предоставленных ему полномочий и в целях исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
-воинский учет;
-обязательную подготовку к военной службе;
-призыв на военную службу;
-прохождение военной службы по призыву;
-пребывание в запасе;
-призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
-о призыве на военную службу, -о направлении на альтернативную гражданскую службу, -о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, -об освобождении от призыва на военную службу, -о зачислении в запас, - об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу пункта 1 статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
В соответствии с пунктом 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N400, призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
-явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
-явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (пункт 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2019 года на Призывную комиссию Санкт-Петербурга возложена обязанность принять решение в отношении решения призывной комиссии МО "Парнас" от 16 апреля 2013 года.
Суд первой инстанции, правомерно установил, что оспариваемые действия военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга по оповещению административного истца, не имеющего отсрочки от призыва на военную службу о необходимости явки в военный комиссариат Санкт-Петербурга в целях дальнейшей организации обязательного медицинского освидетельствования, совершено военным комиссариатом в соответствии с законом, в пределах его полномочий во исполнение вступившего в законную силу решения суда, чем права административного истца не были нарушены.
Доводы административного истца о том, что контрольное медицинское освидетельствование должно проводиться в рамках той же призывной компании, в период которой было принято решение об освобождении призывника от призыва по состоянию здоровья и зачислении в запас, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку в соответствии с пунктом 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что отсрочка от призыва на военную службу Ш.М.А. не предоставлялась.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.