Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре Матвеевой В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 мая 2020 года административное дело N2а-8304/2019 по апелляционной жалобе Ворса И. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Ворса И. об оспаривании решения Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области от 16 сентября 2019 года N380-00117Б19-0001239.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснении административного истца Ворса И, представителя административного истца адвоката Киева Р.Д, действующего на основании доверенности от 10 марта 2020 года сроком на три года и ордера N55 от 26 мая 2020 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ворс И. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее УВМ ГУ МВД России по Иркутской области) N380-00117Б19-0001239 от 16 сентября 2019 года об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Ворс И. просил обязать УВМ ГУ МВД России по Иркутской области повторно рассмотреть заявление о приеме в гражданство Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Ворс И. указал, что 17 июня 2019 года обратился в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Решением УВМ ГУ МВД России по Иркутской области N380-00117Б19-0001239 от 16 сентября 2019 года заявление отклонено на основании пунктов "а", "д" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в связи с тем, что в заявлении о принятии в гражданство Российской Федерации им не указаны все должности за период работы с апреля 2014 года по сентябрь 2018 года. По мнению административного истца, решение является незаконным, поскольку при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации у него отсутствовал умысел на введение государственных органов в заблуждение и указание только последней должности при работе в департаменте Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по г.Алматы не является заведомо ложными сведениями, создающими угрозу безопасности Российской Федерации.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Ворс И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что оспариваемое решение не содержит оснований, по которым ему отказано в приеме в гражданство Российской Федерации; заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации он не предоставлял, а письмо УФСБ по Иркутской области не содержит сведений о его действиях, создающих угрозу Российской Федерации, при этом суд первой инстанции не истребовал информацию, содержащуюся в указанном письме; при рассмотрении дела суд первой инстанции ограничился установлением формальных оснований применения закона.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика УВМ ГУ МВД России по Иркутской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по электронной почте и заказным письмом с уведомлением.
Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуни-кационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный ответчик об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав административного истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного Кодекса.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Ворс И, "дата" года рождения, является гражданином Республики Казахстан, 17 июня 2019 года обратился в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации на основании статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (л.д.48-55).
Решением УВМ ГУ МВД России по Иркутской области от 16 сентября 2019 года N1239 заявление Ворса И. о приеме в гражданство Российской Федерации отклонено в соответствии с пунктами "а" и "д" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в связи с поступившими из УФСБ России по Иркутской области сведениями о наличии информации о действиях Ворса И, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, а также сообщения им о себе заведомо ложных сведений (л.д.44-45).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом поступившей информации из УФСБ по Иркутской области, имелись основания, предусмотренные пунктами "а" и "д" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" для отклонения заявления Ворса И. о приеме в гражданство Российской Федерации и принятое административным ответчиком решение является законным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют вышеприведенным требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N1325 об утверждении Положений о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службы государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 19 марта 2008 года N 64.
Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает правила, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Одним из оснований приобретения гражданства Российской Федерации согласно статье 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" является прием в гражданство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации.
Упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации - приобретение гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства в порядке, не требующем соблюдения отдельных требований, установленных для приобретения гражданства Российской Федерации на общих основаниях, в зависимости от имеющихся у них жизненных обстоятельств, учитываемых государством в качестве юридически значимых.В соответствии со статьей 35 указанного Федерального закона решение о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.
В соответствии с пунктом 17.5 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 19 марта 2008 года N64, действующего до 22 ноября 2019 года (далее - Административный регламент), должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца в одном экземпляре.
Статья 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" содержит основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:
- а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
В соответствии со статьей 17.4 Административного регламента должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации согласует решение с территориальным органом ФСБ России и проводит соответствующие проверки, указанные в подпунктах 16.3 - 16.4 Административного регламента.
Пунктом 16.3 Административного регламента должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке и восстановлении в гражданстве Российской Федерации запрашивается заключение территориального органа Федеральной службы безопасности России и проводит соответствующие проверки:
-по учетам ФМС России и территориальных органов для выявления оснований, предусмотренных пунктами "б" и "в" статьи 16 Федерального закона;
-по учетам Главного информационно-аналитического центра МВД России и информационных центров министерств внутренних дел, главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации по месту жительства заявителя для выявления оснований, предусмотренных пунктами "д" - "ж" статьи 16 Федерального закона. Для проведения проверок оформляются соответствующие запросы в автоматизированном виде или почтовыми сообщениями по формам, установленным в системе МВД России.
Согласно пункту 25 Административного регламента в соответствии с пунктом 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N1325, процедура отклонения заявлений, связанных с изменением гражданства, исполняется путем вынесения соответствующего заключения (решения), согласованного с руководителем подразделения территориального органа, ведающего вопросами гражданства и утвержденного руководителем территориального органа или лицом, исполняющим его обязанности, либо составлением мотивированного письма (в произвольной форме) с указанием причин отклонения, только после проведения всех необходимых проверок.
В силу пункта 36.3 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N1325, решения по заявлениям о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации принимаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию соответственно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, территориальными органами безопасности.
Пунктом 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N1325 установлено, что в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" оснований для отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган. В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных пунктами "а" - "в" части первой статьи 16 и частью четвертой статьи 41.2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" оснований для отказа в признании гражданином Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Решения об отклонении заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в признании гражданином Российской Федерации или в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.
Из материалов дела следует, что в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации УВМ ГУ МВД России по Иркутской области осуществлена проверка представленных административным истцом документов и сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, в том числе по учетам УФСБ России Иркутской области.
Из письма УФСБ России по Иркутской области следует, что вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации Ворса И. не был согласован на основании пунктов "а", "д" статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", поскольку имеется информация о действиях Ворса И, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, а также сообщения им о себе заведомо ложных сведений (л.д.46).
Согласно ответу УФСБ России по Иркутской области от 30 апреля 2020 года, поступившему по запросу судебной коллегии, информация в отношении Ворса И. содержит сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и не может быть предоставлена.
Таким образом, при отсутствии согласования компетентного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации в соответствии с пунктами 36.3, 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N1325, у УВМ ГУ МВД России по Иркутской области имелись основания для принятия решения об отказе в приеме административного истца в гражданство Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оспариваемое решение содержит основания, по которым административному истцу отказано в приеме в гражданство Российской Федерации, при этом в силу приведенных положений нормативных правовых актов, наличие информации от компетентного органа - УФСБ России по Иркутской области о существовании оснований для отклонения заявления в приеме в гражданство Российской Федерации, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", является достаточным для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
Доводы административного истца, что отказ миграционного органа в предоставлении гражданства Российской Федерации представляет собой ограничение его прав и свобод, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку сам по себе отказ в принятии в гражданство Российской Федерации не препятствует иностранному гражданину проживать на территории Российской Федерации в ином порядке, сведений о принятии органом миграционного контроля решения о нежелательности пребывания Ворса И, либо о неразрешении ему въезда или депортации материалы настоящего дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ворса И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.