Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бакулина А.А, судей Шкарупиной С.А, Котиковой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-58/2020 по исковому заявлению Ильиновой Е. В. к Межрайонной ИФНС России N 5 по Республики Коми о взыскании отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N 5 по Республики Коми на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12 марта 2020 года и кассационную жалобу Ильиновой Е. В. на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шкарупиной С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ильинова Е.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России N 5 Республики Коми о взыскании не полностью выплаченной оплаты отпуска в размере 36 216, 14 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 21 036, 76 рублей, денежной компенсации за задержку выплат в размере 4 907, 14 рублей за период просрочки положенных выплат на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, компенсации морального вреда в размере 14 000 рублей.
В обоснование таких требований истец указала, что при исчислении сумм отпускных и компенсации за отпуск не было учтено полученное ею за период с 2018 года по 2019 года материальное стимулирование.
Решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 января 2020 года в удовлетворении иска Ильиновой Е.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым с ИФНС РФ N 5 по Республики Коми в пользу Ильиновой Е.В. взыскана недоплата отпускных в сумме 33 535, 77 рублей, недоплата компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 19 332, 50 рублей, денежная компенсация в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 4 553, 54 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В кассационной жалобе и.о. начальника ИФНС РФ N 5 по Республики Коми Лекановым А.К. ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. В доводах жалобы заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, соглашаясь в полной мере с оценкой суда первой инстанции правовой природой спорных премиальных выплат, настаивает на том, что такая выплаченные истцу спорные премии относятся к иным (другим) выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, и не подлежат учету при исчислении денежного содержание на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске. Обращает внимание на то, что премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий как дополнительное материального стимулирование работника включены в расчет отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
В кассационной жалобе Ильиновой Е.В. ставится вопрос об отмене судебного постановления суда первой инстанции, об отмене апелляционного определения в части размера компенсации морального вреда и отказа во взыскании расходов на представителя с принятием в этой части нового судебного постановления о взыскании компенсации морального вреда в сумме 14 000 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 7 000 рублей. В доводах жалобы заявитель выражает несогласие с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой причиненного ей незаконными действиями работодателя морального вреда, а также с тем, что судом не разрешен вопрос о взыскании в её пользу понесенных по делу судебных расходов на представителя.
От представителя УФНС России по Республике Коми Хомченко поступили письменные возражения на кассационную жалобу Ильиновой Е.В, в которых полагает приведенные в ней доводы несостоятельными и просит жалобу истца оставить без удовлетворения. Одновременно приведены доводы об обоснованности кассационной жалобы МИФНС России N 5 по Республике Коми. Также заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Начальником МИФНС России N 5 по Республике Коми Нестеровой Л.В. поданы письменные возражения на кассационную жалобу Ильиновой Е.В, в которых полагает приведенные в ней доводы несостоятельными и просит оставить жалобу истца без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу ИФНС РФ N 5 по Республики Коми подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права является:
- неприменение закона, подлежащего применению;
- применение закона, не подлежащего применению;
- неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела, которые выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 14 марта 2005 года Ильинова Е.В. проходила государственную гражданскую службу в МИФНС N 5 по Республике Коми в различных должностях. Последняя занимаемая Ильиновой Е.В. должность - старший государственный налоговый инспектор в отделе камеральных проверок N 1.
Согласно утвержденному графику отпусков на 2019 Ильиновой Е.В. были предоставлены следующие ежегодные оплачиваемые отпуска: с 18 марта 2019 года по 29 марта 2019 года в количестве 12 дней, выплачены отпускные в сумме 13 205, 52 рублей; с 10 июня 2019 года по 21 июня 2019 года в количестве 11 дней, выплачены отпускные - 12 274, 79 рублей; с 05 августа 2019 года по 06 сентября 2019 года в количестве 33 дней, выплачены опускные - 38 118, 30 рублей.
Приказом исполняющего обязанности начальника МИФНС России N 5 по Республике Коми N 01-49/174 от 28 августа 2019 года служебный контракт N 22 от 04 августа 2015 года с Ильиновой Е.В. расторгнут на основании личного заявления от 01 августа 2019 года; Ильинова Е.В. уволена с гражданской службы по собственной инициативе по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно данному приказу 06 сентября 2019 года истцу выплачена денежная компенсация в сумме 32 319, 70 рублей за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 27, 98 дней.
В расчет отпускных за 2019 год и компенсации за неиспользованный отпуск ответчик не включил средства материального стимулирования, выплаченные Ильиновой Е.В. в мае 2018 года в размере 20 677, 95 рублей, в сентябре 2018 года - 27 570, 60 рублей, в ноябре 2018 года - 32 184, 00 рублей, в декабре 2018 года - 5431, 93 рублей, в апреле 2019 года - 27 570, 60 рублей, в августе 2019 года - 27 570, 60 рублей.
Согласно справочным расчетам ответчика денежные суммы, выплаченные Ильиновой Е.В. по коду 057, включены в выплаты как материальное стимулирование сверх ФОТ (фонда оплаты труда).
Разрешая настоящий спор и отказывая Ильиновой Е.В. в удовлетворении исковых требований о взыскании не полностью выплаченных сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н, и исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих в виде премий по коду 057 относятся к иным (другим) дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, которые в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, в связи с чем, указанные денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания Ильиновой Е.В. для исчисления суммы отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при ее увольнении.
Не соглашаясь с таким выводом суда первой инстанции, признавая его основанным на неправильном толковании и применении норм права, регулирующих спорные отношения, суд апелляционной инстанции исходил того, что согласно нормам Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункта 4 части 1 статьи 14, частей 1 и 2, 10 статьи 50, частей 1, 2, 3 и 6 статьи 51), Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 (пунктов 2, 6), пунктам 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частями 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих, и пришел к выводу о том, что выплаты, полученные Ильиновой Е.В. в виде материального стимулирования, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, и подлежат учету при определении сумм отпускных и компенсации за отпуск при увольнении.
Также суд апелляционной инстанции указал, что по настоящему спору подлежат принятия во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
В связи с изложенным, отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции принял по делу новое решение о взыскании с ответчика в пользу истца суммы недополученных отпускных в общем размере 33 535, 77 рублей за периоды нахождения в отпуске с 18 марта 2019 года по 29 марта 2019 года (12 дн.), с 10 июня 2019 года по 21 июня 2019 года (11 дн.), с 05 августа 2019 года по 06 сентября 2019 (33 дн.), компенсации за неиспользованные отпуска (27, 8 дн.) в сумме 19 332, 50 рублей.
В соответствии со статьями 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию за задержку выплаты отпускных и компенсации за неиспользованные отпуска за заявленный истцом период по 21 января 2020 года в размере 4 553, 54 рублей, компенсацию морального вреда денежные средства в сумме 5 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Как правильно указали суды обеих инстанций, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Между тем, при рассмотрении настоящего гражданского дела суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили приведенные выше правовые нормы к спорным отношениям.
Как следует из приведенных нормативных положений, фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Ильиновой Е.В. требований о составе ее денежного содержания для исчисления отпускных и компенсационной выплаты за неиспользованный отпуск в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей инспекцией выплат в виде материального стимулирования.
Однако судебные инстанции вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права о составе денежного содержания федерального государственного служащего, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не установили.
Так, в материалах дела отсутствуют приказы о премировании истца за спорный период по коду выплаты 014 и по коду выплаты 057, приказ УФНС России по Республике Коми от 13 апреля 2018 года N 02-04/095дсп@ "О материально стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Республике Коми за 4 квартал 2017 года", протокол заседания комиссии МИФНС России N 5 по Республике Коми от 17 апреля 2018 года N 1дсп.
Без данных документов невозможно с достоверностью установить правовую природу выплаченных истцу спорных стимулирующих дополнительных выплат. Также судами не исследовались постановления Правительства Российской Федерации, принятые в рамках мероприятий, предусмотренных Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601, об объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что материальное стимулирование истца относится к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, входит в состав денежного содержания гражданского служащего и подлежит учету при расчете отпускных и компенсации за неиспользованные отпуска сделан без исследования и правовой оценки по существу всех юридически значимых обстоятельств дела.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12 марта 2020 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона. Также подлежат проверке при новом апелляционном рассмотрении доводы, приведенные в кассационной жалобе Ильиновой Е.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12 марта 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.