Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Фахретдиновой Р.Ф, Нурмухаметовой Р.Р, с участием прокурора Зудина А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гагиева А.С. к ОФСИН по Республике Ингушетия о признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении в должности
по кассационной жалобе Гагиева А.С. на решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 09 декабря 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 24 марта 2020 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, полагавшего, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Гагиев А.С. обратился в суд с исковым заявлением к ОФСИН по Республике Ингушетия о признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении в должности.
Решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 09 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 24 марта 2020 года отказано в удовлетворении исковых требований Гагиева А.С. в полном объеме.
В кассационной жалобе Гагиев А.С. указывает на незаконность принятых по делу судебных актов, принятых в нарушение требований закона.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что решение и апелляционное определение подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела установлены.
Из материалов дела следует, что Гагиев А.С. с ДД.ММ.ГГГГ года проходил службу в ОФСИН России по Республике Ингушетия, с ДД.ММ.ГГГГ г. - в должности старшего инспектора отдела режима и надзора ФКУ СИЗО N ОФСИН России по Республике Ингушетия.
Приказом ОФСИН России по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ. Nл\с, истец зачислен в распоряжение ОФСИН России по Республике Ингушетия с сохранением денежного довольствия в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет.
Гагиев А.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал на службе в связи с временной нетрудоспособностью.
ДД.ММ.ГГГГ года Гагиеву А.С. выдано направление на прохождение медицинского освидетельствования.
ДД.ММ.ГГГГ года заключением военно- врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ -7 ФСИН России определена категория годности Гагиева А.С. к военной службе в формулировке "Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями. Не годен к службе в должности старшего инспектора отдела режима и надзора ФКУ СИЗО - N ОФСИН России по Республике Ингушетия по третьей группе предназначения. Степень ограничения - 4".
ДД.ММ.ГГГГ года Гагиеву А.С. была предложена должность старшего инспектора группы специального учета ОФСИН России по Республике Ингушетия, на замещение указанной должности истец согласился, что подтверждается его рапортом от ДД.ММ.ГГГГ года на имя начальника УИПСУ ФСИН России.
ДД.ММ.ГГГГ года рапорт Гагиева А.С. и материалы личного дела направлены в ОФСИН России для рассмотрения вопроса о назначении его на должность старшего инспектора ГСУ ОФСИН России по Республике Ингушетия.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ года начальник Управления ИПСУ ФСИН России ссылаясь на п. 4.14 решения совещания у заместителя директора ФСИН от ДД.ММ.ГГГГ N о принятии мер по комплектованию подразделений специального учета сотрудниками, имеющими юридическое образование, указал на нецелесообразность назначения Гагиева А.С. на указанную должность ввиду отсутствия у него профильного образования и опыта работы в подразделениях специального учета.
Приказом ОФСИН России по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-лс Гагиев А.С. уволен со службы с ДД.ММ.ГГГГ по п. 8 ч. 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно -исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в уголовно - исполнительной системе и о невозможности исполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
Разрешая спор и отказывая Гагиеву А.С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ, регламентирующие порядок прохождения службы в органах ФСИН и ее прекращения, пришел к выводу о законности увольнения истца по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 N 197 -ФЗ.
При этом суд исходил из того, что увольнение Гагиева А.С. произведено уполномоченным лицом на основании заключения военно - врачебной комиссии, признавшей его годным к службе со степенью ограничения- 4, и о невозможности исполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок увольнения Гагиева А.С. ответчиком соблюден, что отсутствуют основания для восстановления истца на службе в органах ФСИН России по Республике Ингушетия.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций не соглашается, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 84 Федерального закона N 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в уголовно-исполнительной системе и о невозможности исполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 88 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя допускаются не ранее чем через два месяца со дня уведомления сотрудника о расторжении контракта - по основанию, предусмотренному пунктом 8 или 11 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 23 апреля 2015 года N 781-О при проверки положений пункта 1 части 2 статьи 85 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так же как и части третьей статьи 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации указал, что указанные нормы позволяют сотруднику органов внутренних дел заблаговременно, не менее чем за два месяца, узнать о предстоящем расторжении с ним контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел и с момента предупреждения об увольнении начать поиск иного вида деятельности, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для адаптации лица к изменившейся обстановке.
В соответствии с уведомлением УИС от ДД.ММ.ГГГГ года и акта от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе с ознакомлением уведомления об увольнении, Гагиев А.С. уведомлен, о предстоящем увольнении и уволен ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении решения не были учтены.
Заслуживают внимания доводы и нуждаются в дополнительной проверке доводы кассационной жалобы о наличии свободных вакансий, поскольку как следует из материалов дела, была предложена только одна вакансия и от перевода Гагиев А.С. не отказывался.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены судебных постановлений
При новом рассмотрении дела, судам следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 09 декабря 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 24 марта 2020 года- отменить.
Направить данное гражданское дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции- Карабулакский районный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Фахретдинова Р.Ф.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.