Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Мурзаковой Р.Ф, Нурмухаметовой Р.Р.
с участием прокурора Карасева С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тхагапсоева Астемира Мухамедовича к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Баксанский" о признании незаконными заключений служебных проверок, признании незаконными и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула
по кассационной жалобе Тхагапсоева Астемира Мухамедовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суд Кабардино-Балкарской Республики 11 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, объяснения Тхагапсоева А.М, его представителя Бжамбеева А.А. действующего на основании доверенности 3 07АА0696209 от 16 октября 2019 года, поддержавших кассационную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего, что судебные постановления являются законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тхагапсоев А.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, Межмуниципальному отделу МВД России "Баксанский":
- о признании незаконными и отмене:
1) приказа МВД по КБР от 16 июля 2019 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания;
2) заключения служебной проверки от 27 сентября 2019 года, проведенной сотрудниками оперативно-розыскной части (собственной безопасности) МВД по КБР;
3) изложенных в пункте 6 выводов заключения служебной проверки, проведенной 27 сентября 2019 года сотрудниками оперативно-розыскной части собственной безопасности МВД по КБР, по поступившей в дежурную часть 13 сентября 2019 года информации о том, что инспектором ДПС ОР ДПС ОГИБДД МО МВД России "Баксанский" Алоковым А.А. при неизвестных обстоятельствах утеряно закрепленное за ним автоматическое оружие (АКС-74У) с магазином, снаряженным патроном калибра 5, 45 мм. На момент окончания служебной проверки место нахождения автоматического оружия не установлено. Тхагапсоеву А.М, несшему службу в составе экипажа N с 18 часов 12 сентября до 7 часов 13 сентября 2019 года, вменяется самоустранение от исполнения служебных обязанностей по надзору за исполнением участниками дорожного движения ПДД РФ в период времени с 2 час. 40 мин. (находясь на штрафстоянке по адресу: "адрес", спал), несообщение об утрате сотрудником ДПС N Алоковым А.А. автомата и боеприпасов, ставшей известной об этом экипажу около 6 часов, что стало известно общественности, вызвало недовольство и негативную оценку деятельности полиции работниками и владельцем указанной автостоянки, чем нанесли ущерб репутации органа внутренних дел и поставили под сомнение добросовестное исполнение служебных обязанностей. Однако причиной отклонения от патрульного маршрута было связано с оформлением административного материала и задержанием автомашины правонарушителя, что подтверждается копией административного материала, из которого следует начало составления протокола об административном правонарушении 02 час. 40 мин, а для завершения процессуальных действий требуется минимум полтора-два часа. Ответчик интерпретировал пояснения истца, с целью необоснованного наложения на него дисциплинарного взыскания.
Заключением служебной проверки незаконно предложено Министру внутренних дел по КБР наложить на истца дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В нарушение Порядка, проведение служебной проверки было поручено двум сотрудникам без принятия решения о комиссионном проведении служебной проверки и утверждении состава комиссии по проведению служебной проверки. Не был издан приказ о назначении служебной проверки комиссией. В рамках служебной проверки, истца опрашивало ненадлежащее должностное лицо (сотрудник ОРЧ СБ МВД по КБР капитан полиции Байсултанов К.А.-А.), которому не поручалось проведение служебной проверки, в связи с чем он не вправе был опрашивать истца. Истец усматривает бездействие должностных лиц в лице начальников и командиров ГИБДД МО МВД России "Баксанский", выразившееся в том, что при проведении инструктажа нарядов ДПС, в ходе которого у экипажа N при обнаружении отсутствия вооружения не приняли соответствующих мер по устранению выявленных нарушений или же отстранению указанного наряда от выхода на пост и маршрут патрулирования, тем самым, способствовали нарушению служебной дисциплины инспектором ДПС Алоковым А.А. в виде утраты автоматического оружия, и что сведения о данном происшествии стали достоянием общественности в средствах массовой информации, в том числе и негативной оценки деятельности полиции работниками автостоянки. В служебном заключении не изложены и не приведены объяснения истца, не указаны смягчающие ответственность обстоятельства. Согласно служебной характеристике, истец за период службы в органах внутренних дел зарекомендовал себя только с положительной стороны, к исполнению служебных обязанностей относился с чувством ответственности;
4) на основании заключения служебной проверки 3 октября 2019 года был издан приказ МВД по КБР N л/с о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в связи с совершением проступка, прочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Приказ не был объявлен истцу. Приказ незаконен, поскольку работодатель не издал приказ о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел, а немедленно расторг контракт и уволил истца со службы в органах внутренних дел, чем нарушил требования части 9 статьи 51 указанного Федерального закона от 30 ноября 2011 года, которым предусмотрено, что о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания, в данном же случае истец не привлечен к дисциплинарной ответственности, так как не издан приказ о наложении дисциплинарного взыскания. Таким образом, приказ об увольнении и расторжении контракта не является приказом о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, а издается во исполнение приказа о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения;
5) заключения служебной проверки, проведенной сотрудником Управления Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, утвержденной 27 июня 2019 года, и приказа МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 16 июля 2019 года N 571, изданного по результатам данной служебной проверки, о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания за нарушение требований законодательства, касающихся служебной деятельности сотрудников полиции, а именно за оставление 26 апреля 2019 года патрульного автомобиля "Лада-Гранта" без присмотра, в результате чего к его днищу в ходе профилактических мероприятий установлен муляж взрывного устройства. Истец не согласен, так как не был ознакомлен с приказом, проект приказа согласован неуполномоченным лицом - начальником УГИБДД МВД по КБР, инициировавшим проведение служебной проверки и являющимся прямым начальником сотрудника, проводившего служебную проверку. Данное дисциплинарное взыскание к моменту увольнения не действовало, так как за образцовое исполнение служебных обязанностей, истцу объявлена благодарность;
- о восстановлении на службе в органах внутренних дел в ранее занимаемой должности инспектора дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Баксанский" с 3 октября 2019 года, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, из расчета среднего заработка, полученного за последние три месяца.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 2019 года постановлено:
- исковые требования Тхагапсоева А.М. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, Межмуниципальному отделу МВД России "Баксанский" удовлетворить частично;
- признать незаконным заключение служебной проверки от 26 сентября 2019 года, проведенной сотрудниками оперативно-розыскной части (собственной безопасности) Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике;
- признать незаконными выводы, изложенные в пункте 6 заключения служебной проверки от 27 сентября 2019 года, проведенной сотрудниками оперативно-розыскной части (собственной безопасности) Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, с предложением Министру внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике наложить на инспектора дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно- патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Баксанский" младшего лейтенанта полиции Тхагапсоева А.М. дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов внутренних дел РФ по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел);
- признать незаконным приказ Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 3 октября 2019 года N л/с о расторжении контракта и увольнении инспектора дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Баксанский" младшего лейтенанта полиции Тхагапсоева А.М. со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел);
- восстановить Тхагапсоева А.М. на службе в органах внутренних дел, в ранее занимаемой должности инспектора дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Баксанский" с 12 декабря 2019 года;
- взыскать с ответчика МВД по Кабардино-Балкарской Республики сумму денежного довольствия, не полученного за период вынужденного прогула в размере - 128043 (сто двадцать восемь тысяч сорок три рубля);
- в удовлетворении требований о признании незаконным заключения служебной проверки, проведённой сотрудником Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, утверждённой 27 июня 2019 года, признании незаконным приказа Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 16 июля 2019 года N о наложении на инспектора дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Баксанский" младшего лейтенанта полиции Тхагапсоева А.М. дисциплинарного взыскания в виде "замечания", о возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике отменить свой приказ от 16 июля 2019 года N о наложении на инспектора дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Баксанский" младшего лейтенанта полиции Тхагапсоева А.М. дисциплинарного взыскания в виде "замечания", о возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике отменить свой приказ от 3 октября 2019 года N л/с о расторжении контракта и увольнении инспектора дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Баксанский" младшего лейтенанта полиции Тхагапсоева А.М. со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) и взыскании суммы денежного довольствия, не полученного за период вынужденного прогула, в большем размере отказать.
- решение в части восстановления на службе обратить к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кабардино-Балкарской Республик от 11 марта 2020 года решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Тхагапсоева А.М.
В кассационной жалобе Тхагапсоева А.М. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кабардино-Балкарской Республики от 11 марта 2020 года, как незаконного.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения при рассмотрении дела судом апелляционной не допущены.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 года N 566-О-О).
При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции"), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1486-О).
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона "О полиции" сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел - увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что в случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника иной, более мягкой, меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел.
Как усматривается из материалов дела, истец проходил службу в органах внутренних дел с 2016 года, с 12 декабря 2018 года - в должности инспектора ДПС взвода N МО МВД России "Баксанский". Истец нес службу 12 сентября 2019 года с 18 час. 00 мин. до 07 час.00 мин. в составе экипажа N.
По поступившей в дежурную часть МВД по КБР информации об утере 13 сентября 2019 года инспектором ДПС взвода N ОР ДПС ГИБДД МО МВД России "Баксанский" Алоковым А.А. при неизвестных обстоятельствах закрепленного за ним автоматического оружия АКС-74У с магазином, снаряженным 30 патронами калибра 5.45 мм, была проведена проверка в отношении сотрудников МО МВД России "Баксанский", в том числе инспектора ДПС взвода N ОР ДПС ГИБДД МО МВД России "Баксанский" Тхагапсоева А.М. В ходе служебной проверки инспектор ДПС взвода N Алоков А.А, несший службу в составе экипажа N, пояснил, с 01 час. 39 мин до 05 час. 30 мин. экипажи N, N спали на штраф стоянке. Тхагапсоев А.М. с Алоковым А.А. спали в машине экипажа ДПС N, утром Тхагапсоев А.М. вернулся в свою патрульную машину экипажа N. По прибытии в МО МВД России "Баксанский" на построение, Алоков А.А. обнаружил отсутствие третьего автоматического оружия, организовали самостоятельные поиски оружия. Несение службы экипажем ДПС N не проверялось. При даче пояснений Тхагапсоев А.М. не отрицал данные обстоятельства, дополнив тем, что штрафстоянка не входила в их маршрут патрулирования, непосредственному руководителю о произошедшем не доложил полагая, что это чья-то шутка.
По результатам служебной проверки за нарушение пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта "а" статьи 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N 1377, пункта 5 Инструкции по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 января 2009 года N 13, пунктов 103.8, 107, 108.2, подпункта "д" пункта 108.6, 164 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 года N 186дсп, подпунктов "а", "ж", "м" пункта 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, пунктов 4.1, 4.3, 4.4 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 11 декабря 2018 года, пунктов 20, 27, 36, 58 Должностного регламента (должностной инструкции) от 30 апреля 2019 года, выразившееся в отклонении от маршрута патрулирования без доклада в дежурную часть, неинформировании об обстановке на маршруте патрулирования в дежурную часть не реже одного раза в час, в невыполнении в период с 02 час. 59 мин. по 07 час. 00 мин. 13 сентября 2019 года обязанностей по контролю на маршруте патрулирования за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, самоустранившись от несения службы путем сна на специализированной автостоянке, в неосуществлении немедленного доклада в дежурную часть и руководству о происшествии, связанной с утратой автоматического оружия Алоковым А.А, что не позволило в кратчайшие сроки принять меры к поиску утраченного оружия по горячим следам силами подразделений МВД по КБР, а в
последующем сведения о данном происшествии и о недобросовестном исполнении сотрудниками полиции служебных обязанностей стало достоянием общественности в средствах массовой информации, в том числе и негативной оценки их поступков работниками автостоянки и владельцем автостоянки, Тхагапсоев А.М. признан совершившим проступок, несовместимый с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудника органа внутренних дел, чем нанес непоправимый ущерб репутации сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и умаление авторитета не только МО МВД России "Баксанский", но и всей системы органов внутренних дел в целом. Причинами, способствовавшими совершению дисциплинарного проступка сотрудниками полиции, несшими служу в указанное время, в том числе Тхагапсоевым А.М, является их личная недисциплинированность, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а условием способствовавшим совершению дисциплинарного проступка явился слабый контроль со стороны руководства за подчиненными.
Действия Тхагапсоева А.М. были квалифицированы как грубое нарушение служебной дисциплины и совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. В заключении служебной проверки содержится вывод об увольнении Тхагапсоева А.М. со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приказом МВД по КБР от 16 июля 2019 года N по результатам служебной проверки Тхагапсоев А.М. был привлечен к дисциплинарному взысканию в виде замечания за проступок 26 апреля 2019 года, выразившийся в оставлении патрульного автомобиля при несении службы, в результате чего в ходе профилактических мероприятий к днищу автомобиля был установлен муляж взрывного устройства. Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований в этой части отказано.
Приказом МВД по КБР N л/с от 3 октября 2019 года о расторжении и увольнении со службы в органах внутренних дел Тхагапсоев А.М. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Основанием для издания данного приказа послужило заключение служебной проверки от 27 сентября 2019 года и представление к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования Тхагапсоева А.М, суд первой инстанции указал, что заключение служебной проверки основано на субъективных домыслах и предположениях ответчика, не установлена вина истца в инкриминируемом событии, не выявлены причины, обстоятельства совершенного истцом дисциплинарного проступка, в рамках служебной проверки истец был опрошен сотрудником полиции, которому не поручалось проведение служебной проверки, следовательно, материалы служебной проверки признаются недопустимыми доказательствами. В качестве негативной оценки деятельности полиции гражданскими лицами указываются работники автостоянки: Заракушев З.З, Заракушев Р.З. и владелец автостоянки Ерижоков А.Х, который неоднократно привлекался к уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и кражу автомобилей. Заключение служебной проверки согласно с неуполномоченным лицом МВД - начальником ОРЧ СБ МВД по КБР, принимавшим участие в проведении служебной проверки. Указанные в служебном заключении нарушения могли быть вменены только старшему по экипажу, который должен был докладывать о происшествии, обстановке на маршруте патрулирования, учитывая субординацию на службе в органах внутренних дел, нельзя считать, что истцом совершен какой-либо проступок, также работодателем не доказано обеспечение необходимым количеством топлива для ночного патрулирования экипажа. Причиной заезда на штрафную автостоянку послужило оформление с 02 час. 40 мин. административного протокола об административном правонарушении в течение полутора - двух часов. В заключении служебной проверки приводится дисциплинарное взыскание в виде замечания, примененное приказом N от 16 июля 2019 года, которым истец не был ознакомлен.
Однако приказом N от 11 сентября 2019 года истцу была объявлена благодарность за образцовое исполнение служебных обязанностей, следовательно, взыскание считается погашенным по истечении одного месяца со дня его объявления и является недостоверной информации в служебной проверке о наличии непогашенного дисциплинарного взыскания. Служебная проверка была поручена двум сотрудникам ОРЧ СБ МВД по КБР, не утвержден состав комиссии, не издан приказ о назначении служебной проверки комиссией, истец был опрошен лицом, не входящим в состав комиссии. Истец не ознакомлен с заключением служебной проверки, хотя приказом возложена обязанность в течение пяти рабочих дней. Истец уволен с нарушением порядка увольнения, поскольку не был издан приказ о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения во исполнение пункта 15 статьи 51 приведенного выше Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не согласилась с выводами и правовым обоснованием в части удовлетворения требований Тхагапсоева А.М. о признании незаконным заключения служебной проверки от 27 сентября 2019 года, проведенной сотрудниками оперативно-розыскной части (собственной безопасности) Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике; признании незаконными выводов, изложенных в пункте 6 заключения служебной проверки от 27 сентября 2019 года, проведенной сотрудниками оперативно-розыскной части (собственной безопасности) Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, с предложением Министру внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике наложить на инспектора дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Баксанский" младшего лейтенанта полиции Тхагапсоева А.М. дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов внутренних дел РФ по основанию, предусмотренному пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342- ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел); признании незаконным приказа Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 3 октября 2019 года N л/с о расторжении контракта и увольнении инспектора дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Баксанский" младшего лейтенанта полиции Тхагапсоева А.М. со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с совершением проступка, порочащего честь
сотрудника органов внутренних дел); восстановлении Тхагапсоева А.М. на службе в органах внутренних дел в ранее занимаемой должности инспектора дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Баксанский" с 12 декабря 2019 года; взыскании с МВД по Кабардино-Балкарской Республики суммы денежного довольствия, не полученного за период вынужденного прогула в размере - 128043 (Сто двадцать восемь тысяч сорок три) рубля.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части в связи с отсутствием мотивированных выводов со ссылкой на положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и отказывая в удовлетворении требований в этой части, судебная коллегия указала, что для решения вопроса о законности увольнения истца со службы в органах внутренних дел юридически значимым обстоятельством являлось установление того, были ли совершены сотрудником органов внутренних дел действия, нарушающие требования к поведению сотрудника, закрепленные приведенными выше положениями нормативных правовых актов, наносящие ущерб деловой репутации сотрудника и авторитету органов внутренних дел и, проверив приведенные истцом доводы в обоснование своих требований, в том числе относительно события дисциплинарного проступка и нарушения порядка проведения служебной проверки, дав правовую оценку им в совокупности с добытыми доказательствами, пришла к выводу о законности проведения служебной проверки, также о том, что у ответчика имелись основания для применения дисциплинарного взыскания.
Выводы судебной коллегии не противоречат установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что в его действиях отсутствует нарушение служебной дисциплины, служебная проверка проведена с нарушением Приказа МВД России от 26 марта 2013 года N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" были предметом тщательной проверки судом апелляционной инстанции и не нашли подтверждения исследованными по делу доказательствами.
Утверждение истца в кассационной жалобе о нарушении процедуры увольнения, в частности без наложения дисциплинарного взыскания в виде увольнения работодатель незаконно расторг контракт и уволил со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 указанного Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, в отсутствие приказа о наложении дисциплинарного взыскания истец считается не привлеченным к дисциплинарной ответственности не является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку, в соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрено наложение дисциплинарного взыскания на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а истец уволен в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие отдельного приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, помимо приказа о расторжении контракта и увольнении, основанием для признания увольнения истца незаконным не является.
Доводы кассатора в жалобе о назначении проведения служебной проверки с нарушением пунктов 14, 24 - 26 Порядка проведения служебной проверки, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 года N 161, и участии в проведении проверки всего личного состава ОРЧ СБ МВД по КБР в отсутствие приказа о проведении комиссионной служебной проверки, ответчик совершил отнесенные к компетенции органов дознания процессуальные действия по опросу гражданских лиц, следовательно, добытые доказательства незаконны, не могут повлечь обжалуемого судебного акта, поскольку проведение служебной проверки назначено в соответствии с пунктом 14 Приказа МВД РФ путем наложения резолюции на рапорте. Впоследствии должностное лицо - Министр внутренних дел по КБР поручил провести служебную проверку двум сотрудникам полиции; истец на имя министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике давал объяснения об отклонении от маршрута патрулирования, невыходе на связь с дежурной частью, сне в период несения службы в ночное время на территории специализированной автостоянки, несообщении о пропаже автоматического оружия, о данных обстоятельствах пояснил также в рамках служебной проверки. В последующем истец давал иные пояснения.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиком не установлена причинно-следственная связь между действиями истца и наступившими последствиями в виде утраты автоматического оружия инспектором ДПС Алоковым А.А, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам являются субъективным мнением истца.
Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Мурзакова Р.Ф.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.