Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу главы местного самоуправления Богородского муниципального района Нижегородской области Сочнева А.А. на вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе) - главного государственного санитарного врача по Автозаводскому, Ленинскому районам города Нижнего Новгорода и Богородскому району Нижегородской области от 15 августа 2019 года, решение судьи Богородского городского суда Нижегородской области от 4 декабря 2019 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 15 января 2020 года, вынесенные в отношении администрации Богородского муниципального района Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе - главного государственного санитарного врача по Автозаводскому, Ленинскому районам города Нижнего Новгорода и Богородскому району Нижегородской области от 15 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Богородского городского суда Нижегородской области от 4 декабря 2019 года и решением судьи Нижегородского областного суда от 15 января 2020 года, администрация Богородского муниципального района Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, глава местного самоуправления Богородского муниципального района Нижегородской области Сочнев А.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации Богородского муниципального района Нижегородской области к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (абз.1). Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (абз.2).
В силу пункта 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 (далее - Правила N222), санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу названного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу названного постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с п.14 Правил N222 к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Частью 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 3 октября 2013 года N 129-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а также по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" (далее - Закон Нижегородской области от 3 октября 2013 года N 129-З) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных (далее - государственные полномочия), в том числе в части обеспечения безопасности сибиреязвенных скотомогильников (п.2).
В силу части 3 статьи 2 Закона Нижегородской области от 3 октября 2013 года N 129-З реализация государственных полномочий в части обеспечения безопасности сибиреязвенных скотомогильников осуществляется органами местного самоуправления путем организации проведения мероприятий по: 1) недопущению использования территорий, находящихся в санитарно-защитных зонах сибиреязвенных скотомогильников, для осуществления хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений); 2) обеспечению сохранности сибиреязвенных скотомогильников (целостности установленных ограждений, предупреждающих табличек и сформированных канав по периметру сибиреязвенных скотомогильников).
Согласно части 4 статьи 2 Закона Нижегородской области от 3 октября 2013 года N 129-З государственные полномочия, определенные частью 1 названной статьи, переданы органам местного самоуправления на неопределенный срок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 3 октября 2013 года N 129-З органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с данным Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Закона Нижегородской области от 3 октября 2013 года N 129-З органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий передается имущество (сибиреязвенные скотомогильники, содержащиеся в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56), находящееся в государственной собственности Нижегородской области, на условиях безвозмездного пользования по перечням, утверждаемым Правительством Нижегородской области (далее - Перечень).
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2015 года N 879-р утвержден Перечень сибиреязвенных скотомогильников, передаваемых на праве безвозмездного пользования органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение Закона Нижегородской области от 3 октября 2013 года N 129-З Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области 7 июля 2015 года заключен с администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области договор N 2432ск/981.15 на право безвозмездного пользования сибиреязвенными скотомогильниками, принадлежащими на праве собственности Нижегородской области.
В соответствии данным договором, приложением к нему и акту приема - передачи от 15 июля 2015 года администрации Богородского муниципального района Нижегородской области переданы на праве безвозмездного пользования сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на территории Богородского муниципального района Нижегородской области, в том числе:
- скотомогильник с номером С-18-04/168, площадью 2134, 50 кв.м, расположенный по адресу: "адрес";
- скотомогильник с номером С-05-04/025, площадью 2388, 00 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
- скотомогильник с номером С-01-04/021, площадью 492, 60 кв.м, расположенный по адресу: "адрес";
- скотомогильник с номером С-02-04/022, площадью 373, 00 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
- скотомогильник с номером С-13-04/033, площадью 916, 30 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области от 5 июня 2019 года N 19272388 должностными лицами Управления проведена плановая выездная проверка соблюдения администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проведенной проверки установлено, что администрация Богородского муниципального района Нижегородской области в нарушение требований п.2 ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункта 1 Правил N222 не представило в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области заявление об установлении санитарно-защитных зон для скотомогильников "адрес" (С-05-04/025), "адрес" (С-18-04/168), д.Баркино (С-01-04/021), д.Ушаково (С-02-04/022), "адрес" (С-13-04/033) с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил N 222.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное деяние администрации Богородского муниципального района Нижегородской области образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы администрация Богородского муниципального района Нижегородской области является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку Законом Нижегородской области от 3 октября 2013 года N 129-З органы местного самоуправления Нижегородской области были наделены государственными полномочия в части обеспечения безопасности сибиреязвенных скотомогильников и согласно договору от 7 июля 2015 года N 2432ск/981.15, приложению к нему и акту приема - передачи от 15 июля 2015 года ей были переданы на праве безвозмездного пользования указанные сибиреязвенные скотомогильники.
Ссылка в жалобе на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10 февраля 2020 года не может быть принята во внимание. Данное решение постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2020 года отменено. Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в удовлетворении требований о признании недействительным предписания ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе от 28 июня 2019 года отказано.
Вместе с тем, нельзя согласиться с выводами должностного лица административного органа и судебных инстанций о виновности администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в нарушении п.5 Правил N222, п.п. 5.1, 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
-от скотомогильника д. Баркино жилая застройка расположена на расстоянии 700 м.; земли сельскохозяйственного назначения на юг - 70 м, на запад - 80 м, на северо-запад - 400 м, на запад - 450 м, на юго-восток - 450 м.;
-от скотомогильника д. Выползово жилая застройка расположена на расстоянии 700 м, земли сельскохозяйственного назначения на северо-запад - 120 м.;
-от скотомогильника д. Лакша земли сельскохозяйственного назначения расположены на запад на расстоянии 5 м, на север - 40 м, на восток - 50 м, на юг - 160 м;
-от скотомогильника д. Ушаково участки под дачное строительство расположены на расстоянии 562 м, земельные участки для индивидуального жилищного строительства - 780 м.; земли сельскохозяйственного назначения на северо-запад - 190 м, на юго - запад - 250 м, на запад - 110 м, на северо-восток - 400 м.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 5 Правил N222 установлено, что в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях: а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства; б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Согласно п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих то, что нарушение вышеприведенных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения совершено администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в части указанных нарушений объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.
В связи с изложенным, выводы о нарушении администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области пункта 5 Правил N222 и пунктов 5.1, 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 подлежат исключению из постановления и судебных актов, вынесенных в отношении указанного лица по настоящему делу об административном правонарушении.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Исключение данных выводов положение лица, в отношении которого вынесены обжалуемые акты, не ухудшает.
В то же время установлено, что администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области допущено нарушение требований п.2 ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункта 1 Правил N222, в связи с чем указанное лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения администрации Богородского муниципального района Нижегородской области к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе - главного государственного санитарного врача по Автозаводскому, Ленинскому районам города Нижнего Новгорода и Богородскому району Нижегородской области от 15 августа 2019 года, решение судьи Богородского городского суда Нижегородской области от 4 декабря 2019 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 15 января 2020 года, вынесенные в отношении администрации Богородского муниципального района Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:
исключить из описательно-мотивировочных частей этих актов выводы о нарушении администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области пункта 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222, пунктов 5.1, 7.1.12 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.