Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Бартеневой Е.А. (далее Бартенева Е.А.) на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 06 мая 2019 года N 39/19, решение судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 15 августа 2019 года, решение судьи Тульского областного суда от 02 октября 2019 года, вынесенные в отношении инженера-эколога общества с ограниченной ответственностью "Зернопродукт" (далее ООО "Зернопродукт") Бартеневой Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 06 мая 2019 года N 39/19, оставленным без изменения решением судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 15 августа 2019 года, решением судьи Тульского областного суда от 02 октября 2019 года, должностное лицо - инженер-эколог ООО "Зернопродукт" Бартенева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Бартенева Е.А. просит состоявшиеся по делу процессуальные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение административным органом порядка отбора проб, влекущего невозможность определения класса опасности отхода, образующегося в деятельности предприятия - "зерновая барда послеспиртовая". Полагает недоказанным вывод судебных инстанций о том, что факт образования такого отхода в результате производственной деятельности ООО "Зернопродукт", является подтвержденным.
Тульской природоохранной прокуратурой, уведомленной о подаче Бартеневой Е.А. данной жалобы, возражения на нее не представлены.
.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет прийти к следующим выводам.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах производства и потребления) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица общества к административной ответственности).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления - отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.
Согласно части 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела одним из основных видов деятельности ООО "Зернопродукт" является производство пищевого спирта, в целях осуществления которой объекты, расположенные по адресу: "адрес", поставлены на государственный учет с присвоением им III категории негативного воздействия.
В ходе проверки, проведенной 19 марта 2019 года Тульской природоохранной прокуратурой, специалистом ФБУ "Тульский ЦСМ" осуществлен отбор пробы отходов из промежуточной емкости для сбора барды, анализ которой показал, что отход зерновой барды послеспиртовый относится к отходам III класса опасности. При этом в деятельности общества не ведется учет образовавшегося и размещенного отхода производства III класса опасности - зерновой барды послеспиртовый, чем нарушены вышеприведенные положения Закона об отходах производства и потребления и Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Приведенные обстоятельства явились основанием для вынесения 16 апреля 2019 года и.о. Тульского природоохранного прокурора постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения Бартеневой Е.А. постановлением должностного лица отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 06 мая 2019 года N 39/19 к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения должностным лицом ООО "Зернопродукт" административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия инженера - эколога ООО "Зернопродукт" Бартеневой Е.А, не исполнившей надлежащим образом свои служебные обязанности, квалифицированы по вменяемой статье в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями законодательства об отходах производства и потребления, а доводы жалобы сводятся к субъективной оценке норм закона, выводы о виновности должностного лица общества в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Бартенева Е.А. является инженером - экологом ООО "Зернопродукт", на указанную должность назначена приказом руководителя организации с 13 апреля 2018 года N 50/к (том 1 л.д. 102).
Согласно приказу директора ООО "Зернопродукт" от 19 февраля 2019 года N 52 инженер - эколог Бартенева Е.А. назначена ответственным должностным лицом за деятельность ООО "Зернопродукт" по обращению с отходами производства и потребления, которое обязано, в том числе своевременно и в установленной форме вести учет образования, накопления и передачи отходов производства и потребления.
С данным приказом Бартенева Е.А. ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись (том 1 л.д. 103).
Исходя из указанных положений приказа, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что инженер - эколог общества Бартенева Е.А. в соответствии с требованиями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совокупности возложенных на него обязанностей, является должностным лицом, наделенным административно-хозяйственными функциями.
Таким образом, Бартенева Е.А, будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению контроля за соблюдением в деятельности общества требований законодательства в области обращения с отходами производства, обоснованно привлечена к административной ответственности за допущенные нарушения законодательства, выразившиеся в том, что деятельность ООО "Зернопродукт" по обращению с отходом производства, отнесенным к III классу опасности, осуществлялась без их первичного учета.
Вопреки доводу жалобы о недоказанности факта осуществления ООО "Зернопродукт" деятельности в области обращения с отходом производства, отнесенным к III классу опасности, указанные обстоятельства подтверждены, в том числе заключением ФБУ "Тульский ЦСМ" от 26 марта 2019 года N 926/9-5, согласно которому отход, отобранный из промежуточной емкости для сбора барды ООО "Зернопродукт", содержит загрязняющие вещества, позволяющие отнести данный отход к III классу опасности (том 1 л.д. 24-29).
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние должностного лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Постановление о привлечении Бартеневой Е.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 06 мая 2019 года N 39/19, решение судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 15 августа 2019 года, решение судьи Тульского областного суда от 02 октября 2019 года, вынесенные в отношении инженера-эколога общества с ограниченной ответственностью "Зернопродукт" Бартеневой Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Бартеневой Е.А. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.