Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника Комиссаровой А.М. (далее Комиссарова А.М.), действующей на основании доверенности от 10 октября 2019 года N 141 в интересах общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" (далее ООО "Каширский РО", общество), на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника территориального отдела N 21 территориального управления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (далее Госадмтехнадзор Московской области) - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области от 08 августа 2019 года, решение судьи Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 04 февраля 2020 года, решение судьи Московского областного суда от 19 марта 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Каширский РО" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя начальника территориального отдела N 21 территориального управления Госадмтехнадзор Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области от 08 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 04 февраля 2020 года, решением судьи Московского областного суда от 19 марта 2020 года, ООО "Каширское РО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Комиссарова А.М, действующая в интересах общества, выражает несогласие с процессуальными актами, вынесенными в отношении ООО "Каширское РО", считая их незаконными. Полагает, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку на контейнерной площадке по адресу: "адрес" не имеется возможности по установке бункера-накопителя. Ссылается, что в письме Минприроды России от 25 декабря 2018 года N 12-29/32906 "О местах накопления твердых коммунальных отходов" не указан круг лиц, на которых возложена обязанность по приобретению контейнеров и бункеров для установки в местах накопления твердых коммунальных отходов (далее также ТКО).
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к обязанностям региональных операторов относится сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регламентировано, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно частям 1-3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила обращения с ТКО), контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; погрузка твердых коммунальных отходов - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов; уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов - это действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
В силу пункта 4 Правил обращения с ТКО обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (далее схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на территории городского округа Серебряные Пруды Московской области ООО "Каширский РО" является региональным оператором по обращению с ТКО, в обязанности которого в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года, заключенным между обществом и Министерством экологии и природопользования Московской области, входит обеспечение своевременного сбора и транспортирования ТКО в зоне деятельности регионального оператора из мест (площадок) накопления отходов в соответствии с объемом (массой) ТКО, указанных в территориальной схеме; размещение и использование для накопления контейнеров и бункеров, соответствующих требованиям порядка накопления ТКО (пункты 5.1.10, 5.1.11, 5.1.14 Соглашения).
25 июля 2019 года в ходе проведения осмотра места сбора ТКО на контейнерной площадке по адресу: "адрес" установлены факты несоблюдения ООО "Каширский РО" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а также обязанности, предусмотренной пунктом 5.1.14 Соглашения, выразившиеся в отсутствии на контейнерной площадке контейнера для сбора сухих отходов, а также бункера для накопления крупногабаритных отходов.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления 01 августа 2019 года в отношении ООО "Каширский РО" протокола N 21/1217/139 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица административного органа от 08 августа 2019 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи районного и областного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, изложенными в постановлении.
Вопреки доводам настоящей жалобы о том, что юридическое лицо не может быть признано субъектом ответственности, нижестоящие судебные инстанции, признавая правильным решение административного органа, исходили из содержания договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17 октября 2018 года, заключенного между ООО "Каширский РО" и ООО "УК Серебряные пруды", которым определено, что региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение; складирование крупногабаритных отходов осуществляется в бункеры, расположенные на контейнерных/бункерных площадках и (или) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
При этом согласно положениям договора, заключенного между ООО "Каширский РО" и ООО "ЭкоЛайф", на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Московской области в пределах зоны деятельности регионального оператора ООО "Каширский РО", установлена обязанность ООО "Каширский РО" обеспечить наличие (установить) требуемого количества контейнеров и бункеров для крупногабаритных отходов в местах накопления отходов, крупногабаритных отходов и раздельно накопляемых отходов, в необходимом количестве и соответствующих требованиям Технического задания путем подачи соответствующей заявки в ООО "ЭкоЛайф" (пункты 1, 5.3 Технического задания).
Исходя из норм законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, вышеприведенных положений Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года, содержания договоров, заключенных ООО "Каширский РО" с иными организациями по предмету своей деятельности, судьи пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению установки бункера на контейнерной площадке по адресу: "адрес" возложена на юридическое лицо, которое данную обязанность не исполнило.
Фактические обстоятельства совершения обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены судебными инстанциями на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регламентирующего возникшие правоотношения.
Доводы настоящей жалобы являются несостоятельными и получили должную оценку судей районного и областного судов при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица. Оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Постановление о привлечении ООО "Каширский РО" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника территориального отдела N 21 территориального управления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области от 08 августа 2019 года, решение судьи Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 04 февраля 2020 года, решение судьи Московского областного суда от 19 марта 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Каширский РО" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Каширский РО" Шанькиной Е.С. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.