Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 кызы на вступившее в законную силу постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 31 июля 2018 года, вынесенное в отношении ФИО1 кызы (далее Мамедова Г.В.к.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 31 июля 2018 года, вступившим в законную силу 10 августа 2018 года, Мамедова Г.В.к. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Мамедова Г.В.к. просит изменить названный судебный акт, исключив из него назначенное дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мамедовой Г.В.к. к административной ответственности) предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов дела усматривается, что 30 июля 2018 года в 10 часов 00 минут в помещении ОВМ МО МВД России "Чаплыгинский" была выявлена Мамедова Г.В.к, которая нарушила режим пребывания на территории Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов на право пребывания в Российской Федерации, пребывает в "адрес" без постановки на миграционный учет, территорию Российской Федерации не покинула.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); письменными объяснениями Мамедовой Г.В.к. (л.д. 3); копией паспорта (4-6) и иными материалами дела, которым дана соответствующая оценка в постановлении судьи районного суда.
Документы, подтверждающие законность пребывания Мамедовой Г.В.к. на территории Российской Федерации, отсутствуют.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к выводу о совершении Мамедовой Г.В.к. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридическая квалификация и оценка ее действиям дана верная.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного административного наказания.
Согласно положениям частей 1 и 6 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, Мамедова Г.В.к. является уроженкой Грузии, гражданкой Российской Федерации не является, доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства отсутствуют, имеет паспорт, выданный в Грузии в 1986 году, правовая связь у нее ни с одним государством не установлена.
Кроме того, Мамедова Г.В.к. прибыла на территорию Российской Федерации и проживает в России с 2006 года, состоит в зарегистрированном браке Мамедовым В.Ш.о, с которым, согласно представленной справке Администрации сельского поселения Братовский сельсовет "адрес", проживают по адресу: "адрес", д. Никольское, "адрес".
Согласно справке Посольства Швейцарии в Российской Федерации (секция интересов Грузии) от 28 декабря 2018 года Мамедова Г.В.к. гражданкой Грузии не является. Сведения, подтверждающие принадлежность Мамедовой Г.В.к. к гражданству Российской Федерации, а также к иностранному государству отсутствуют, ее статус определен как лицо без гражданства.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении должно содержать мотивированное решение по делу.
В силу части 6 статьи 32.10 названного Кодекса иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.
Выбор формы административного выдворения зависит от характера совершенного правонарушения, а также личности виновного, в том числе наличия у него объективных возможностей для самостоятельного выезда из Российской Федерации.
При отсутствии в материалах дела сведений о наличии у выдворяемого лица действительного документа, удостоверяющего личность, денежных средств, информации о приглашающей или принимающей стороне, отсутствии у него места жительства в Российской Федерации и длительности незаконного пребывания на ее территории, выдворение в форме самостоятельного контролируемого выезда не может быть назначено.
Вместе с тем, назначая дополнительное административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, судья районного суда наличие фактических и правовых оснований для назначения Мамедовой Г.В.к. административного наказания в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации в нарушение части 6 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливал.
При назначении наказания судьей районного суда не учтено отсутствие у Мамедовой Г.В.к. действительного паспорта, удостоверяющего ее личность, что исключает возможность самостоятельного исполнения ею назначенного дополнительного наказания.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 31 июля 2018 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Мамедовой Г.В.к. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 31 июля 2018 года, вынесенное в отношении ФИО1 кызы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из него указание на назначение ФИО1 кызы дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 31 июля 2018 года оставить без изменения.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.