Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Скоковой Д.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2020 года гражданское дело N2-63/ 2020 по иску Пиндюрина ФИО6 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании права на получение назначенной за выслугу лет пенсии по должностному окладу 6-го тарифного разряда, взыскании недоплаты пенсии и убытков, причиненных недоплатой пенсии, по кассационной жалобе Пиндюрина ФИО7
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25 июня 2020 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, установила:
Пиндюрин В.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании права на получение назначенной за выслугу лет пенсии по должностному окладу 6-го тарифного разряда, взыскании недоплаты пенсии и убытков, причиненных недоплатой пенсии.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 14 февраля 2020 года исковые требования Пиндюрина В.А. удовлетворены частично. За Пиндюриным В.А. признано право на получение назначенной за выслугу лет пенсии с 1 февраля 1993 года по должностному окладу 6 тарифного разряда, с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области в пользу Пиндюрина В.А. взыскана недоплата пенсии за период с 1 февраля 1993 года по 31 декабря 2019 в размере 48 503 рублей, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Пиндюрина В.А. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Пиндюрин В.А. просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков, причиненных недоплатой пенсии за период с 1 февраля 1993 года по 31 декабря 2019 года, ссылаясь на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагал, что понес убытки ввиду обесценивания денежных средств в связи с инфляцией.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судами, в период с 30 октября 1970 года по 14 ноября 1991 года истец проходил службу в войсковой части 7437 ВВ МВД России, откуда был уволен с должности старшего контролера в звании старшего прапорщика.
Личный состав войсковой части 7437 ВВ МВД РФ выполнял задачи по охране и осуществлению надзора за осужденными в исправительной колонии ОЖ 118/9, в настоящее время ФКУ ИК N 9 ФСИН России (Воронежская область г. Борисоглебск), в которой на момент увольнения истца действовал строгий режим учреждения содержания осужденных.
На момент увольнения истца действовало Положение о денежном довольствии военнослужащих, утвержденное приказом МВД СССР от 20 сентября 1977 года, согласно которого в период службы истцу выплачивался 6 тарифный разряд схемы должностных окладов, то есть по строгому режиму учреждения содержания осужденных.
С 15 ноября 1991 года истцу была назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" за 20 лет прохождения службы во внутренних войсках.
С 1 февраля 1993 года вступил в силу Закон РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей". С указанной даты пенсия истца ответчиком была пересчитана по нормам указанного Закона, но с понижением до 5 тарифного разряда должностного оклада.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Пиндюрина В.А. о признании права на получение назначенной за выслугу лет пенсии по должностному окладу 6 тарифного разряда и взыскивая с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области в пользу Пиндюрина В.А. недоплату пенсии за период с 1 февраля 1993 года по 31 декабря 2019 в размере 48 503 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что размеры должностных окладов военнослужащих внутренних войск зависят от тарифных разрядов, установленных в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с чем при исчислении пенсий военнослужащим применяются фактически получаемые ко дню увольнения оклады по последней штатной должности.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В данной части судебные акты не обжалуются, оснований для проверки законности их вынесения не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания ущерба, причиненного недоплатой пенсии за период с 1 февраля 1993 года по 31 декабря 2019 года в размере 39 505 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что положения статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возмещение убытков, причиненных лицу, право которого нарушено, при разрешении настоящего спора применению не подлежат, поскольку решением суда удовлетворено требование о взыскании с ответчика в пользу Пиндюрина В.А. недоплаты пенсии за спорный период, при расчете размера невыплаченных сумм пенсионного обеспечения к данному периоду применены все определенные действующим законодательством коэффициенты индексации пенсии, иного порядка индексации размера пенсии, в том числе путем взыскания ущерба, связанного с инфляционными процессами, законом не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований согласился, указав, что законом предусмотрена возможность увеличения суммы пенсии по выслуге лет в связи с повышением стоимости жизни для пенсионеров МВД России путем индексации денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, учитываемого для назначения пенсии по выслуге лет. При таких обстоятельствах, учитывая, что судом за истцом признано право на получение назначенной за выслугу лет пенсии с 1 февраля 1993 года по должностному окладу 6 тарифного разряда, с ответчика взыскана недоплата пенсии за период с 1 февраля 1993 года по 31 декабря 2019 года, то есть с учетом уровня имевшего место в указанный период увеличения денежного довольствия, соответственно отсутствовали правовые основания для индексации размера пенсии, в том числе путем взыскания ущерба.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Военнослужащие и члены их семей имеют право на государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета (статья 1, пункт 1 статьи 3, подпункт 2 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Порядок и условия пенсионного обеспечения названных лиц регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определен порядок индексации пенсий.
Названной нормой закона предусмотрено, что пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) индексируются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (абзац третий статьи 25 Закона).
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью 2 статьи 43 Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 - 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что порядок увеличения (индексации), повышения и перерасчета размера пенсий законом урегулирован. При этом установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера.
К спорным отношениям не подлежит применению статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении убытков, поскольку ГУ МВД России по Воронежской области и Пиндюрин В.А. не являются субъектами гражданских отношений. Ответчик в спорных отношениях является лицом, уполномоченным законом на осуществление из средств федерального бюджета государственного пенсионного обеспечения гражданина.
Спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными, они регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, в том числе Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, следовательно, к требованиям Пиндюрина В.А. о возмещении убытков, причиненных недоплатой пенсии, не могут быть применены положения стати 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пиндюрина ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.