Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Попова В.В, судей Гольман С.В. и Коробченко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Приволжской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о понуждении к исполнению требований законодательства о транспортной безопасности
по кассационному представлению южного транспортного прокурора Крук Г.В. на решение Волжского районного суда г.Саратова от 24 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 июня 2020г.
Заслушав доклад судьи Попова В.В, выслушав объяснения прокурора Дедова С.Б, представителя ОАО "РЖД" - Спектор Е.В, судебная коллегия
установила:
Ершовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры Российской Федерации обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Приволжской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о понуждении к исполнению требований законодательства о транспортной безопасности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения проверки были выявлены нарушения исполнения законодательства о транспортной безопасности в части создания подразделений транспортной безопасности.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 24 января 2020 г. в удовлетворении исковых требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 июня 2020 г. указанное решение было оставлено без изменения.
В кассационном представлении заявитель просит судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судебные постановления являются незаконными.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационном представлении, возражениях на него, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит представление подлежащим удовлетворению.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу с учетом доводов кассационного представления такие нарушения судами допущены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что железнодорожная станция "адрес" ДД.ММ.ГГГГ г. была внесена в реестр категорированных Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) объектов с присвоением 2 категории (реестровый номер N). Оценка уязвимости утверждена Росжелдором 12 декабря 2013 г. На основании утвержденной оценки уязвимости Росжелдором разработан и утвержден 10 мая 2016 г. план обеспечения транспортной безопасности.
4 сентября 2018 г. Росжелдором утверждена дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции "адрес" Саратовского центра организации работы железнодорожных станций, в связи с чем внесение изменений в план и направление на утверждение должны быть обеспечены не позднее 6 декабря 2018 г.
Заключением Росжелдора от 9 января 2019 г. ответчику было отказано в утверждении изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе в связи с тем, что в приложении N 1 (техническое задание) к договору на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в перечне объектов защиты отсутствовала железнодорожная станция "адрес"
В сентябре 2019 г. ответчиком направлялся новый план транспортной безопасности для утверждения в Росжелдоре, в чем было отказано заключением от 5 ноября 2019 г. в связи с отсутствием подразделений транспортной безопасности.
До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности станции "адрес" не утвержден.
В уточненных исковых требованиях истец просил обязать ответчика образовать и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры станции "адрес" в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности подразделение транспортной безопасности.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика на вопросы судебной коллегии пояснил, что в настоящее время идет процедура устранения недостатков, в связи с которым план не был утвержден Росжелдором, с последующим направлением плана на новое утверждение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также соответствующих норм права, исходил из того, что разработанный по ранее действовавшим требованиям план обеспечения транспортной безопасности подлежит проверке на соответствие новым требованиям, в том числе по результатам дополнительной проверки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры; реализация устаревших требований к транспортной безопасности без дополнительной проверки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и внесения соответствующих изменений в план не отвечает требованиям безопасности и может привести к необратимым последствиям; в настоящее время дополнительная оценка уязвимости станции проведена, что обусловливает необходимость утверждения плана безопасности, на основании которого возможно создание подразделения транспортной безопасности; иной порядок формирования таких подразделений в настоящее время не предусмотрен; требования прокурора о возложении обязанности обеспечить охрану объекта транспортной инфраструктуры подразделением транспортной безопасности при отсутствии плана преждевременны; доказательств необходимости понуждения ответчика к принятию каких-либо срочных мер обеспечения транспортной безопасности не представлено, как и данных о соответствии ранее утвержденного плана, к исполнению которого истец просит понудить ответчика, новым требованиям транспортной безопасности.
В кассационном представлении заявитель указывает на то, что вопрос привлечения подразделений транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства должен быть решен на стадии разработки и до утверждения плана обеспечения транспортной безопасности, что заслуживает внимания.
Как усматривается из материалов дела, 4 сентября 2018 г. Росжелдором утверждена дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции "адрес" Саратовского центра организации работы железнодорожных станций. Заключением Росжелдора от 9 января 2019 г. ответчику было отказано в утверждении изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. В сентябре 2019 г. ответчиком направлялся новый план транспортной безопасности для утверждения в Росжелдоре, в чем было отказано заключением от 5 ноября 2019 г. в связи с отсутствием подразделений транспортной безопасности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно статье 9 указанного Федерального закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 495 (далее - Требования), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны, соответственно, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образовать и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) (далее - план) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно подпункту 5 указанного пункта субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - оценка уязвимости) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Росжелдора в сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).
В силу подпункта 6 данного пункта на основании утвержденных результатов оценки уязвимости субъекты транспортной инфраструктуры должны разработать и представить на утверждение в Росжелдор план в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
На основании подпункта 9 настоящего пункта субъекты транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану, в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры такого подразделения, в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности копия положения (устава) привлеченного подразделения и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
Таким образом, в соответствии со сроками, установленными Требованиями, создание подразделений транспортной безопасности предусмотрено ранее утверждения самого плана, при этом копии положения (устава) о сформированном подразделении транспортной безопасности и договора являются приложениями к плану.
Тем самым действующие нормы права не ставят создание подразделений транспортной безопасности в зависимость от наличия у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденного плана, чему судами не дана оценка. В то же время, в любом случае субъект транспортной инфраструктуры обязан выполнять мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вышеназванные требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела судами учтены не были, и выводы судов нельзя признать правильными.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела. При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не исправил.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела, в связи с чем судебное постановление суда апелляционной инстанций нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 июня 2020 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.