Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Галимовой Р.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-961/2020 по иску Нефедова Андрея Владимировича к администрации города Нижневартовска о предоставлении мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Нефедова Андрея Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Нефедов А.В. обратился в суд с иском к администрации города Нижневартовска о признании права на получение единовременной материальной помощи из средств бюджета города Нижневартовска.
В обоснование иска указал, что является инвалидом 2 группы ("данные изъяты"), с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживает в городе Нижневартовске, что также установлено решением Нижневартовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в администрацию города Нижневартовска с заявлением о получении материальной помощи, в удовлетворении указанного заявления отказано, поскольку Нефедов А.В. зарегистрирован в по месту проживания в городе Нижневартовске 4 года 7 месяцев 22 дня, тогда как для получения материальной помощи необходима регистрация по месту проживания в городе не менее 10 лет. В связи с чем, истец просит признать за ним право на получение единовременной материальной помощи из средств бюджета города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обязать администрацию города Нижневартовска произвести единовременную выплату истцу из средств бюджета города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в размере 7 000 рублей.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ года признано за Нефедовым А.В. право на получение единовременной материальной помощи из средств бюджета города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На администрацию города Нижневартовска возложена обязанность произвести единовременную выплату Нефедову А.В. из средств бюджета города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в размере 7 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ года решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ года отменено, принято новое решение об отказе Нефедову А.В. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец Нефедов А.В. просит отменить апелляционное определение, полагая его незаконным ввиду нарушения норм материального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены апелляционного определения в связи с неправильным применением норм материального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Нефедов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ года является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Регистрация Нефедова А.В. по месту жительства в городе Нижневартовске произведена ДД.ММ.ГГГГ года.
Вступившим в законную силу решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ года установлен факт постоянного проживания Нефедова А.В. в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры более десяти лет.
При принятии указанного решения судом установлено, что Нефедов А.В. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ года пол ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: "адрес" С ДД.ММ.ГГГГ года заявитель проживает по адресу: "адрес" Из справок муниципального бюджетного образовательного учреждения " "данные изъяты"), муниципального бюджетного образовательного учреждения " "данные изъяты"", муниципального бюджетного образовательного учреждения " "данные изъяты"" следует, что Нефедов А.В. обучался в указанном заведении с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, в МБОУ " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в МБОУ " "данные изъяты"". Заявитель регистрировался по месту пребывания в различные период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год по адресу: "адрес"
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, исходя из того, что Нефедов А.В. является получателем пенсии по инвалидности, вступившим в законную силу решением суда установлен факт его постоянного проживания в городе Нижневартовск более 10 лет, при этом отсутствие его регистрации по месту жительства в городе Нижневартовске не менее 10 лет не исключает возможности получения социальной помощи, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Нефедова А.В.
Апелляционная инстанция, проверяя законность решения суда первой инстанции, применив буквальное толкование пункта 3.1.1 Положения о порядке реализации мероприятий по оказанию социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске (постановление администрации города Нижневартовска от 01 февраля 2016 года N 101), пришла к выводу, что отсутствие у Нефедова А.В. регистрации по месту жительства на территории города Нижневартовска не менее 10 лет является основанием для отказа в назначении ему единовременной материальной помощи.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы Нефедова А.В, судебная коллегия Седьмого кассационного суда полагает, что апелляционное определение об отказе в удовлетворении требований Нефедова А.В, основывается на неверном толковании правового регулирования спорных правоотношений.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении конкретных мер, выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них; социальная защита, включая социальное обеспечение находиться в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б" и "ж" части 1), по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (части 1, 2 статьи 76).
В соответствии с подпунктами 12, 24 пункта 2, подпунктами 3.1, 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со статьей 26.3-1 названного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.
Законодатель субъекта Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, постановлением Администрации города Нижневартовск от 07 августа 2015 года N 1499 "Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка и социальная помощь для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвердил Положение о порядке реализации мероприятий по оказанию социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске.
Из пункта 1.3 Положения следует, что социальная поддержка и социальная помощь из средств бюджета города предоставляются в городе Нижневартовске в порядке и на условиях предусмотренных Положением, неработающим пенсионерам, в том числе инвалидам.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения, социальная поддержка в виде социальных выплат предоставляется неработающим пенсионерам, в том числе инвалидам, ветеранам ВОВ при одновременном выполнении следующих условий: получение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на территории города Нижневартовска, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и системы, и их семей"; наличие у гражданина регистрации по месту жительства в городе Нижневартовске не менее 10 лет (условие не распространяется на ветеранов ВОВ). Исчисление 10-летнего срока осуществляется с учетом всех периодов регистрации по месту жительства заявителя на территории города Нижневартовска вне зависимости от сроков и причин ее прерывания.
Социальная помощь в виде единовременной материальной выплаты оказывается на поддержание жизнедеятельности в размере 10 000 рублей (пункт 3.2.10 Положения).
Таким образом, правом на социальную выплату пользуются граждане имеющие регистрацию по месту жительства в городе Нижневартовске не менее 10 лет.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Нефедов А.В. в общей сложности имеет регистрацию по месту жительства в городе Нижневартовске 4 года 7 месяцев 22 дня.
Также судами установлено, что Нефедов А.В. является неработающим пенсионером и инвалидом, состоит на учете в пенсионном органе города Нижневартовска, являясь получателем страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении требований Нефедова А.В, указал, что расширительное толкование актов местного самоуправления, и назначение социальной выплаты по факту установления проживания, а не по факту регистрации, не основано на вышеприведенных законодательных актах, поскольку указанная мера является дополнительной мерой социальной поддержки, финансируемой исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда считает, что данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями статей 2, 7, 27 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П, анализируя положения постановления Администрации города Нижневартовск от 07 августа 2015 года N 1499 "Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка и социальная помощь для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвердившего Положение о порядке реализации мероприятий по оказанию социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске, исходя из вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного по иску Нефедова А.В. об установлении факта постоянного проживания в городе Нижневартовске, а также проанализировав иные представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что отсутствие возможности для соблюдения требований регистрационного учета, при постоянном проживании в г. Нижневартовске, не может лишать Нефедова А.В. права на получение мер социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции. Состоявшееся судебное постановление соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Указанные выводы суда первой инстанции основаны на системном толковании приведенных выше норм материального права и, не ограничивают самостоятельность муниципального образования на определение условий предоставления рассматриваемой меры социальной поддержки, в частности, не изменяет категорию получателей либо существо предъявляемых к ним требований.
При принятии решения об отказе в удовлетворении требований Нефедова А.В, судом апелляционной инстанции не учтено, что предоставление дополнительной меры социальной поддержки лицам, получающим пенсию по старости или инвалидности, в виде единовременной материальной выплаты, в соответствии с постановлением Администрации города Нижневартовск от 07 августа 2015 года N 1499, предусмотрено для лиц, постоянным местом жительства которых в течение длительного периода времени является город Нижневартовск, а сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом истец находится на учете и получает пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ года отменить, оставить в силе решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.