Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника индивидуального предпринимателя Бондаренко Е.А. по ордеру адвоката Поруновой О.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 08 мая 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 10 июня 2020 года, вынесенные в отношении Бондаренко Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 08 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 10 июня 2020 года, индивидуальный предприниматель Бондаренко Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник индивидуального предпринимателя Бондаренко Е.А. по ордеру адвокат Порунова О.А. просит отменить постановления, вынесенные в отношении Бондаренко Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как усматривается из представленных материалов, 01 мая 2020 года в 23 ч. 00 мин при проведении эпидемиологического расследования (на основании полученной информации из оперативного штаба о случае заболевания новой коронавирусной инфекции COVID-19 у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в отношении индивидуального предпринимателя Бондаренко Е.А. по адресу: по адресу: "адрес", д "адрес", "адрес" были выявлены следующие нарушения:
в нарушение п.3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" нет (строгого) пояса зоны санитарной охраны (ЗСО), установлены хозяйственно-бытовое строение (бытовка) - 4-е капитальных кирпичных дома. Территория первого пояса ЗСО не спланирована: территория без уклона от скважины, для отвода поверхностного стока за ее пределы, по периметру отсутствует (не проложена) нагорная канава для перехвата ливневых и талых вод.
Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, не оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов".
В Федеральном Реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Роспотребнадзора отсутствуют сведения о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении на организацию-заявителя ИП Бондаренко Е.А. и возможность использования данного водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует лицензия на пользование недрами, что является нарушением: статей 18, 19, 40 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; статей 7; 23; 24; 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; СанПиН 2.1.4.1074-0Г"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"; п. 1.2; 1.3; 2.2.1.1; 2.4.2; 3.2.1.1; 3.2.1.2; 3.2.1.3; 3.2.1.4; 3.2.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; п. 3.1; 3.4; 3.5; 3.6; 3.7;.4.1; 4.2; 5.2; 5.3; 7.1; 7.4; 7.6 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"; п. 1.2; 1.5; 2.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
Горячее водоснабжение осуществляется путем нагревания добываемой подземной природной воды через бойлер "NAVIEN", температура горячей воды, согласно показаниям датчика 47° С, что может стать угрозой возникновения заражения высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60° С, в их числе Legionella Pneumophila.
Данный факт является нарушением статьи 19 Федерального Закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; п.2.1;.2.2; 2.3;.2.4;.2.5 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В учреждении, предоставляющем услуги по патронажу и проживанию для лиц пожилого возраста, т.е. лиц группы риска, не проводится контроль качества питьевой воды и горячего водоснабжения - не осуществляется рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды и горячего водоснабжения, нет протоколов лабораторных исследований/испытаний/измерений, что является нарушением: ст. 18, 19 ФЗ N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года; ; статьи 25 Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ; статьи 5 Постановление Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды; п. 1, 1; 1, 2; 1, 3; 2, 1;2, 2;2, 3;2, 4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"; п.1.3;1, 4; 2, 2; г. 2, 3; 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения; п.п.3.1-3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", Постановление Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
На территории не оборудована площадка с твердым покрытием и устройством ограждения для установки мусоросборников с навесом и твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 метр во все стороны. Контейнеры переполнены, своевременно не вывозятся. Расстояние от мусоросборников до зданий, предназначенных для проживания, мест отдыха и занятий физкультурой, составляет менее 20 метров. Для сбора ТБО не используют маркированные контейнеры с крышками. Пищевые отходы собирают в специальную промаркированную тару (ведра, бачки с крышками), которую не помещают в охлаждаемые камеры или в другие специально выделенные для этой цели помещения, все это является нарушением ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований".
Канализование - 4 септика. Септик предназначен для сбора и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод от индивидуальных жилых домов, объектов малоэтажной застройки, коттеджей при отсутствии центральной системы канализации.
Не были предоставлены документы, подтверждающие права собственности на землю и жилые постройки, план БТИ - что не позволяет правильно оценить размещение данных помещений. Каждый дом имеет два входа - основной и запасной. Основной вход оснащен пандусом, запасной выход не используется, загроможден предметами мебели. Комнаты постояльцев расположены по коридорному типу. В помещениях отсутствует система вентиляции, воздухообмен осуществляется при помощи проветривания. Первый этаж со вторым соединяется очень узкой и крутой деревянной лестницей, устройств для спуска/подъема инвалидов и людей с ограниченной мобильностью нет, что может являться угрозой для здоровья и жизни постояльцев. На втором этаже проживают лежачие постояльцы.
При анализе договоров установлено, что кроме найма комнаты оказываются следующие услуги: по организации питания; замене постельного белья; уборке комнат; по стирке, сушке и глажения постельного белья, одежды; предоставление средств личной гигиены: гигиенические услуги; помощь в приеме пищи; выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей услуг; содействие в предоставлении медицинской помощи (вызов врача, скорой медицинской помощи); приобретение за счет средств получателей услуг лекарственных препаратов и медицинских изделий (по назначению врача); помощь в передвижении; прогулки на улице под контролем персонала.
Пансионат не имеет договоров ни с одной медицинской организацией, также отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности. Несмотря на отсутствие лицензии, Гришиной Г.П. делались инъекции антибиотика - цефтриаксона. Кроме того, осуществляются физиотерапевтические процедуры без назначений врача (ингаляции с амброксолом при помощи небулайзера).
У сотрудников пансионата отсутствуют личные медицинские книжки, отсутствуют сведения о первичных и периодических медицинских осмотрах. В территориальный отдел не были представлены документы, подтверждающие медицинское обслуживание /работников: проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических профилактических медосмотров (подписанные Роспотребнадзором списки контингентов, договоры с медицинским учреждением на проведение медицинского осмотра, заключительные акты медицинских комиссий за 2019г, и истекший период 2020 года), что является нарушением ст. 11, 29 Федерального закона N 52 "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года, Приказа Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г..N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011г N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасньми условиями труда", п.1.5, 3.4 санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".Питание проживающих организовано силами сотрудников пансионата. Со слов сотрудников, завоз продуктов осуществляется еженедельно. Для приготовления пищи используется единственное помещение (10-12 м2), в котором осуществляются все технологические операции от обработки сырья до приготовления сложнокомпонентных блюд.
Набор помещений кухни не соответствуют мощности организации - не выделена моечная столовой посуды, нет овощного цеха, горячего цеха, холодного цеха, раздаточной, складских помещений; отсутствует необходимый набор производственных и подсобных помещений, все технологические операции осуществляются на одном производственном столе - в нарушении т. 17, 24 ФЗ N 52 "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" п.5, 2 СП 2.3.6.1079-01.
Не соблюдаются требования по обеспечению последовательности (поточности) технологических процессов, исключающих встречные потоки: - поступление сырья, движении чистой и грязной посуды, сырья и готовой продукции и выгрузка отходов, мусора. Сырье, отходы и т.д. загружаются и выгружаются через один вход в нарушение статей 17, 24 ФЗ N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п. 5.1, 9.12 СП 2.3.6.1079-01 в соответствии с данным пунктом "Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала".
Стены производственного помещения частично не имеют облицовочной плитки, выдерживающей влажную уборку и дезинфекцию. В нарушение статей 17, 24 ФЗ N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п.5.5 СП СП 2.3.6.1079-01 "Стены производственных помещений на высоту не менее 1, 7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение, и имеют уклоны к сливным трапам".
Для мытья посуды, кухонного инвентаря, сырье используется одна односекционная моечная раковина. В нарушение ст. 17, 24 ФЗ N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п.6.11 СП 2.3.6.1079-0. Согласно данного пункта "Для мытья посуды ручным способом необходимо предусмотреть трехсекционные ванны для столовой посуды, двухсекционные - для стеклянной посуды и столовых приборов". Инструкция по режиму мытья столовой и кухонной посуды отсутствует, столовые приборы после мытья их в односекционной ванне ручным способом не прокаливаются в жарочном шкафу. Посудомоечных машин в предприятии нет. Дезинфекция посуды не проводится. Отсутствуют воздушные разрывы в сливе моечной ванны.
Отсутствуют локальные вытяжные зонды над зонами максимального загрязнения (моечная ванна и плита) в нарушение ст. 17, 24 ФЗ N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п.4.5 СП 2.3.6.1079-01 "Оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения".
Отсутствует маркировка на разделочном инвентаре. В нарушение статей 17, 24 ФЗ N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п.4.5 СП 2.3.6.1079-01 "В целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "X" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия".
Недостаточное количество посуды и инвентаря. Повторно используется одноразовая тара (емкости из под майонеза).В холодильниках нарушено товарное соседство, не ведется журнал температурного режима. В пансионате отсутствует меню, согласно договору оказания услуг предполагается 5-ти разовое питание постояльцев. Не отбираются и не хранятся суточные пробы.
Основной запас продуктов без маркировки хранится в бытовке на улице с нарушением товарного соседства, температурного и влажностного режима. Пищевые (яблоки, мандарины, картофель, яйца, лук, крупы, макаронные изделия, чаи, консервы, масло растительное, сухофрукты) и промышленные товары хранятся совместно (моющие средства белизна, памперсы, пеленки, туалетная бумага, губки для мытья посуды).
Овощи и фрукты без маркировки, хранятся непосредственно на полу, обезличены. На продукцию не представлена товарно-сопроводительные документы, подтверждающие качество и безопасность. Стеллаж выполнен из материалов, не подвергающихся влажной обработке и дезинфицирующими средствами. Все вышеизложенное говорит о нарушении СП 2.3.6.1079-01.
Во всех помещениях отсутствует система вентиляции, воздухообмен осуществляется при помощи проветривания в нарушение п.4.4-4.7 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
В пансионате не проводятся мероприятия с целью предупреждения возникновения и распространения среди населения города Москвы новой коронавирусной инфекции, вызванной SARS-CoV-2, сотрудники работают без средств индивидуальной защиты, медицинских масок и перчаток; отсутствуют рециркуляторы закрытого типа для обеззараживания воздуха, однако в присутствии постояльцев использовалась ультрафиолетовая бактерицидная лампа открытого типа, что может привести к ожогу роговицы глаз и вызвать пожароопасную ситуацию. Предприятие не обеспечено дезинфицирующими средствами и кожными антисептиками, мытье полов осуществлялось с применением Белизны и уксуса. Были зафиксировано отсутствие запасов одноразовых масок (смена масок не реже 1 раза в три часа) для использования их при работе с посетителями, исходя из штата сотрудников. Отсутствовали дезинфицирующие салфетки, кожные антисептики для обработки рук в туалетных комнатах и в других доступных местах для персонала и постояльцев. Отсутствовал план по профилактике острых респираторных вирусных инфекций. Отсутствует отдельное помещен^ё"ДМ"|5^]5ёденЙя и хранения дезинфицирующих средств и уборочного инвентаря. Имеющиеся средства для уборки помещений не хранят в таре (упаковке) поставщика с этикеткой, в условиях, регламентированных нормативными документами на каждое средство, в специально предназначенных помещениях (складах). Тарная этикетка не хранится весь период хранения (реализации) дезинфекционного средства. Уборочный инвентарь не промаркирован. Дезинфекционная деятельность осуществляется в условиях, не безопасных для работников. Журнал термометрии не ведется. Бесконтактные термометры отсутствуют. Температуру измеряют ртутным термометром, обеззараживая хлоргексидином (со слов).
За время проведения эпидемиологического расследования уборка помещений, дезинфекция дверных ручек, перил не производилась, что является нарушением ст. 11, 24, 4.1 и ч.З ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.1.2; 7, 8; 8.3; 9.8; 9.9; СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций"; п.1.2;.1.3;.2.1; 2.6; 4.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"; п.4.4; 4.5; 4.5.1 МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации.
Работы по дератизации в пансионате не проводятся, не представлены договоры на проведение данных видов работ, акты выполненных работ и документ подтверждающий оплату выполненных работ, что является нарушением п.1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.3 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий".
Сведения о проведении дезинсекционных мероприятий и акты выполненных работ против синантропных членистоногих не предоставлены, что является нарушением п. 1.3, 3.3, 3.5. СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение".
На момент проведения эпидемиологического расследования в помещениях организации не представлены: документы на земельный участок и план БТИ, лицензия и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на использование источника водоснабжения, договор на централизованное водоснабжение, водоотведение, отопление, договор на вывоз ТБО, пищевых и медицинских отходов, договор на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений организации, на очистку систем вентиляции, акты выполненных работ, бракеражный журнал, журнал термометрии, журнал контроля за состоянием здоровья персонала (допуск к работе), журнал учета дезинфицирующих средств, договор на проведение медицинских осмотров, отсутствует программа производственного контроля, не представлены протоколы лабораторных исследований, лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Деяние Бондаренко Е.А. квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Доводы жалобы о недоказанности фактов некоторых нарушений, были проверены судьей Московского городского суда и признаны не убедительными.
Вопреки доводам жалобы судебными инстанциями приведен подробный анализ исследованных ими доказательств и мотивы принятых постановлений.
Порядок и срок привлечения Бондаренко Е.А. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 08 мая 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 10 июня 2020 года, вынесенные в отношении Бондаренко Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника индивидуального предпринимателя Бондаренко Е.А. по ордеру адвоката Поруновой О.А. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.