Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Тощакове В.С., с участием прокурора Суржанской М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4051/2020 по административному исковому заявлению Заславского Александра Владимировича, Золотова Дениса Владимировича, Болышева Владимира Ивановича, Климова Евгения Александровича, Дроковой Анны Валерьевны, Гаражно-строительного кооператива N 1 о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 4 октября 2019 года N 1290-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от адрес до железнодорожных путей Павелецкого направления адрес", У С Т А Н О В И Л:
Правительством Москвы 4 октября 2019 года принято постановление N 1290-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от адрес до железнодорожных путей Павелецкого направления адрес".
Пунктом 1 названного постановления утверждён проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от адрес до железнодорожных путей Павелецкого направления адрес (приложение 1) (далее - приложение 1, ППТ).
Согласно строке 25 пункта 1.5.2 приложения 1 "Характеристика земельных участков территории к плану адрес:
N участка на плане
Кадастровый номер, адресные ориентиры
адрес
Примечание
Вид разрешенного использования
Площадь земельного участка, кв. м
25
77:05:0005006:51, адрес
Территория общего пользования, автомобильный транспорт
20356
Планируемое изъятие в установленном законом порядке
Об изъятии земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005006:51 также указано в разделе 1.5.1. План адрес, Лист 7 и следует из Раздела 1.2. Чертёж границ зон планируемого размещения линейных объектов, Лист 7; строки 21 таблицы Раздела 2.10. Перечень зон планируемого размещения объектов капитального строительства, к чертежу границ зон планируемого размещения линейных объектов.
ГСК N 1 осуществляющий свою деятельность на земельном участке 77:05:0005006:51 по адресу: адрес (далее - земельный участок), уточнив свои требования, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в которым просит признать недействующим постановление Правительства Москвы от 4 октября 2019 года N 1290-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта улично-дорожной сети - адрес хорды от адрес железнодорожных путей Павелецкого направления адрес" в части, касающейся земельного участка 77:05:0005006:51, по адресу: г. Москва Бехтерева, вл. 2, а именно - Приложение 1, пункт 1.5.2. Характеристика земельных участков территории к плану адрес, (в таблице строка N25).
В обоснование своих требования ГСК N 1 указывает, что пользуется спорным земельным участком на основании договора аренды земельного участка от 26 октября 2012 года N М-05-038553, заключённого на срок - 49 лет. ГСК N 1 является потребительским кооперативом, целями деятельности которого являются эксплуатация гаражных боксов, парковочных мест, организация их обслуживания, ремонта и надлежащего содержания. ГСК N 1 считает, что постановление N 1290-ПП, в части изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005006:51 и его полного изъятия для государственных нужд принято с нарушением норм законодательства, нарушает права и законные интересы ГСК N 1 по владению и пользованию земельным участком и осуществлению на нём деятельности ГСК N 1.
Изъятие земельного участка неизбежно приведёт к невозможности для ГСК выполнять свою уставную деятельность и последующей его ликвидации. ГСК N1 полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования статей 10 и 11 ЕКПЧ, статьи 1 протокола N1 к ЕКПЧ, статьи 5 1, частей 1-3 статьи 41 2, пункта 2 части 4 статьи 42, частей 1, 3, 8, 10, 12 4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 49 и 56 6 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1-5 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ, пункта 4 части 1 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 38, части 1, пунктов 1-3 части 2, частей 4 и 5 статьи 40, статьи 68 Градостроительного кодекса Москвы, статей 15-17 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", положения книги 2 (функциональные зоны, территории с опасными геологическими процессами), книги 3 (размещение жилищных объектов капитального строительства, размещение линейных объектов) Закона города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", а также пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 402, постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года N 485, пункта "б" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, пункта 12.35 (таблица 15) "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (в части установления ширины охранных зон инженерных коммуникаций), таблица "В.1" приложения "В" к "СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы.
Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002" (в части установления ширины охранных зон инженерных коммуникаций), таблица 10.8.1 пункт 10.8.10 постановления Правительства Москвы от 25 января 2000 года N 49 "Об утверждении Норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99" (в части установления ширины охранных зон инженерных коммуникаций), постановление правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП (в части подготовки, рассмотрения и утверждения постановления N1290-ПП), постановление правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 449-ПП (в части подготовки, рассмотрения и утверждения проекта планировки), постановление правительства Москвы от 2 июня 2009 года N 513-ПП.
Заславский А.В, Золотов Д.В, Болышев В.И, Климов Е.А, Дрокова А.В, являющиеся собственниками гаражных боксов, размещённых на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0005006:51, также обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в которым просят признать недействующим постановление правительства Москвы от 4 октября 2019 года N 1290-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта улично-дорожной сети - адрес хорды от адрес железнодорожных путей Павелецкого направления адрес" в части изъятия земельного участка и принадлежащих им гаражей, а именно: Раздел 1.5.1. План адрес, Лист 7; Раздел 1.5.2. Характеристики земельных участков к плану адрес, номер 25 таблицы; Раздел 1.2. Чертеж границ зон планируемого размещения линейных объектов, Лист 7; Раздел 2.10. Перечень зон планируемого размещения объектов капитального строительства к чертежу границ зон планируемого размещения линейных объектов, номер 21 таблицы.
Свои требования, административные истцы - физические лица, обосновывают тем, что оспариваемые положения противоречат статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязательности публичных слушаний при утверждении проектов планировки территории, поскольку ППТ, который был вынесен на публичные слушания, и ППТ, который был утверждён и опубликован в Вестнике Мэра и Правительства Москвы, значительно отличаются друг от друга, а именно: в части вопроса, касающегося изъятия земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005006:51. Так в ППТ, который был вынесен на публичные слушания, спорный земельный участок изъятию не подлежал (за исключением 410 кв. метров). При этом в ППТ, который был утверждён и опубликован, указанный земельный участок подлежит изъятию полностью. Кроме того, административные истцы полагают, что утверждённый и опубликованный ППТ, в оспариваемой части нарушает их права, а именно: право на неприкосновенность частной собственности и исключительности изъятия, которое согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации возможно только при отсутствии иных вариантов размещения объекта.
Определением суда от 30 июня 2020 года административные дела по искам ГСК N 1 и Заславского А.В, Золотова Д.В, Болышева В.И, Климова Е.А, Дроковой А.В. объединены в одно производства для их совместного рассмотрения.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца ГСК N 1 (по доверенности) Рыбин А.В. и представитель административных истцов Заславского А.В, Золотова Д.В, Болышева В.И, Климова Е.А, Дроковой А.В. (по доверенности) Бондо О.Н, явились, исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представители административных ответчиков Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, представляющие также интересы заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, в судебное заседание явились, требования административных истцов считали необоснованными, просили в их удовлетворении отказать, полагали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с установленной процедурой, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административных истцов не нарушает.
Административные истцы Заславский А.В, Золотов Д.В, Болышев В.И, Климов Е.А, Дрокова А.В, представители заинтересованных лиц Префектуры адрес и адрес Царицыно города Москвы в судебное заседание не явились, о дате и месте слушания дела извещены, своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей административных истцов, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Суржанской М.П, полагавшей, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Оспариваемым нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в области градостроительной деятельности.
Согласно частям 1, 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Статьёй 7 названного Федерального закона, подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, в силу статей 1, 11, 13, 15 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Из материалов дела следует, что проект оспариваемого в части постановления Правительства Москвы был внесён заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М.Ш. Хуснуллиным, рассмотрен на заседании Президиума Правительства Москвы, что подтверждается протоколом от 1 октября 2019 года N 37 и соответствует положениям постановления Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП "О Регламенте Правительства Москвы".
В соответствии со статьёй 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Постановления Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы.
Постановление Правительства Москвы от 4 октября 2019 года N 1290-ПП подписано Мэром Москвы, официально опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 44, 15 октября 2019 года, что соответствует требованиям статьи 15 Конституции Российской Федерации, пунктам 1, 2, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Следовательно, оспариваемое в части постановление Правительства Москвы введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории урегулирована статьёй 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 19 которой предусмотрено, что порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается не только названным Кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации.
На уровне законодательства города федерального значения Москвы вопросы разработки, согласования и утверждения проекта планировки территории, регламентированы статьёй 40 Градостроительного кодекса города Москвы, часть 8 которой предусмотрено, что порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов планировки территории устанавливается Правительством Москвы в соответствии с настоящей статьёй.
В соответствии с указанными положениями регионального закона Правительством Москвы постановлением от 6 апреля 2010 года N 270-ПП утверждено Положение о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве (далее - Положение) (утратило силу с 5 мая 2019 года).
Пунктом 1.2 Положения, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что основанием для подготовки проекта планировки территории является подготовленный в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы правовой акт Москомархитектуры.
Согласно приведённых нормативных правовых актов, как федерального, так и регионального уровня, подготовка документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения начинается с принятия решения об этом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
28 декабря 2018 года Москомархитектурой принято соответствующее распоряжение N 811 "О подготовке проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от адрес до Павелецкого направления МЖД". Указанное распоряжение, как следует из его преамбулы, принято на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 13 декабря 2018 года N 30 (пункт 14).
В соответствии с положениями части 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации ППТ разработан наименование организации.
Как следует из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных картах соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твёрдых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населённых пунктов (в том числе границы образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3, 5).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путём подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
Законом города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" утверждён Генеральный план города федерального значения Москвы. Согласно части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса адрес план города Москвы является документом территориального планирования и основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства. На основании пункта 3 части 2 статьи 28 Градостроительного кодекса города Москвы реализация Генерального плана города Москвы осуществляется, в том числе, путём разработки и утверждения документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертёж или чертежи планировки территории, на которых, помимо прочего, отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются: красные линии, утверждённые в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Согласно Генеральному плану города Москвы (книга 3 "Карты, схемы территориального планирования города Москвы", "Линейные объекты улично-дорожной сети федерального и регионального значения" стр. 512) проект планировки территории, утверждённый постановлением Правительства Москвы N 1290-ПП от 4 октября 2019 года, включает в себя территорию магистральных улиц общегородского значения I и II класса, магистральных улиц районного значения, прочей улично-дорожной сети города Москвы.
При этом спорный земельный участок по адресу: адрес расположен в границах зоны жилых районов и микрорайонов многоквартирной жилой застройки (Книга 2 "Карты, схемы территориального планирования адрес стр. 80).
Согласно, оспариваемых положений, указанный земельный участок входит в зону планируемого размещения подземных и надземных объектов инженерной инфраструктуры.
Одной из задач генерального плана, в соответствии подпунктом 2.3.3 части 2 Закона города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" является обеспечение нормативных условий транспортного обслуживания, расширения объёма и разнообразия доступного выбора мест приложения труда, благ и услуг, в том числе, приоритетное развитие системы транспорта, которая должна обеспечить реализацию намеченной градостроительной политики, преодолеть хроническое отставание от потребностей городского развития, обеспечить качественно новый уровень транспортного обслуживания населения.
При этом в целях решения задачи повышения устойчивости развития города за счёт обеспечения его структурной целостности, сбалансированности функционального состава и пространственной организации территорий, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктуры подпунктом 2.4.1.1 части 2 Закона города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", предписано сохранение и развитие системы территорий общественно-деловой, производственной, рекреационной активности, концентрирующих функции общегородского, межрегионального, общероссийского и международного значения и образующих каркас пространственного развития города, включающий, в том числе, основные транспортные магистрали, наземные линии внеуличного транспорта, общественные центры, формируемые в транспортно-пересадочных узлах, примагистральные территории, объединяющие центры в единую структуру.
Пунктом 3.7 Генерального плана города Москвы предусмотрены мероприятия по развитию, размещению и строительству, реконструкции систем и объектов инженерной инфраструктуры и совершенствованию их функционирования, в том числе, организация мероприятий по перекладке участков воздушных ЛЭП 110, 220, 500 кВ в кабель с высвобождением городских территорий под различные виды строительства.
При таких обстоятельствах размещение инженерных коммуникаций на спорном земельном участке, в связи с размещением линейного объекта улично-дорожной сети, не противоречит Генеральному плану города Москвы, направлено на обеспечение учёта общественных интересов и обеспечение надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктур города Москвы, коммунальных объектов городского хозяйства.
При этом суд учитывает, что из анализа приведённых выше положений градостроительного законодательства, следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Поскольку оспариваемый ППТ разработан в целях размещения линейного объекта, его подготовка, правомерно, в соответствии с положениями части 10 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не осуществлялась на основании правил землепользования и застройки.
При этом границы оспариваемого ППТ не включают особо охраняемые природные территории, территории объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, территории выявленных объектов культурного наследия.
Что касается доводов административных истцов о необходимости проведения инженерных изысканий, то правила выполнения данных инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 402 (далее - Правила).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрены случаи, при наличии которых выполняются инженерные изыскания, необходимые для подготовки документации по планировке территории: а) недостаточность материалов инженерных изысканий, размещённых в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении, схемах комплексного использования и охраны водных объектов и государственном водном реестре; б) невозможность использования ранее выполненных инженерных изысканий с учётом срока их давности, определённого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Достаточность материалов инженерных изысканий определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, до принятия решения о её подготовке - пункт 4 Правил.
Таким образом, орган исполнительной власти города Москвы, посчитав достаточными, имеющиеся материалы инженерных изысканий, принял решение о невыполнении инженерных изысканий, в рамках своих исключительных полномочий.
Рассматривая доводы административных истцов о том, что при утверждении документации по планировке территории не учтено существующее землепользование и не рассмотрены иные варианты перекладки инженерных коммуникаций, суд исходит из того, что пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность изъятия земельных участков для строительства линейного объекта.
При разработке оспариваемого ППТ выбор земельного участка для размещения подземных и надземных объектов инженерной инфраструктуры очевидно признан наиболее оптимальным и безальтернативным. Такой выбор не противоречит требованиям законодательства.
Вопрос альтернативного варианта размещения инженерных коммуникаций в обход земельного участка, занимаемого ГСК N 1, установления иных охранных зон, не является предметом настоящего спора, поскольку по правилам административного судопроизводства суд в рамках формального нормоконтроля проверяет соответствие содержания оспариваемых нормативных правовых актов или их частей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов исполнительной власти при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета правообладателей земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О и от 25 февраля 2016 года N 242-О).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путём законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Оспариваемый ППТ предусматривает осуществление компенсационных мероприятий в отношении правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных гражданским и земельным законодательством.
Доводы административных истцов об отсутствии необходимых согласований ППТ, являются не состоятельными, поскольку материалами дела (т. 3 л.д. 266-278) установлено, что согласования, обязательные в силу предписаний статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получены.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Москвы проект планировки территории подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами города Москвы с учётом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 4 части 1 статьи 68 Градостроительного кодекса Москвы предусмотрено, что публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве.
Такие публичные слушания проведены в районах, на территории которых разработан проект планировки участка линейного объекта с соблюдением установленной процедуры публичных слушаний, установленной статьёй 68 Градостроительного кодекса Москвы. По результатам публичных слушания оформлены протоколы публичных слушаний и заключения, утверждённые председателем Окружной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам градостроительства, землепользования и застройки в адрес, согласно которым публичные слушания признаны состоявшимися.
Данные заключения по результатам публичных слушаний в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Москвы для утверждения проекта планировки территории в Правительство Москвы представляются: 1) согласованный органами исполнительной власти города Москвы, указанными в техническом задании на подготовку проекта планировки территории, проект нормативного правового акта Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории с приложением основной части проекта планировки территории; 2) протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 указанной статьи Градостроительного кодекса Москвы, предусмотрено согласование проекта планировки территории с территориальными органами исполнительной власти административных округов, районов города Москвы, в границах которых осуществляется разработка проекта планировки территории, иными органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими отдельные полномочия в области градостроительной деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 марта 2011 года N 59-ПП "Об утверждении положения о Департаменте строительства города Москвы" Департамент строительства города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области градостроительства; государственного заказчика по размещению заказа на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкция которых осуществляется за счёт средств бюджета города Москвы; координации деятельности участников процесса обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве и входящим в состав Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
Из материалов дела усматривается, что в ходе согласования ППТ с органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими отдельные полномочия в области градостроительной деятельности, от Департамента строительства города Москвы поступило письмо N ДС-28-9524/19 от 7 июня 2019 года с просьбой о внесении в проект планировки территории изменений, предусматривающих изъятие земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005006:51 по адресу: адрес площадью 20356 кв. м, в полном объёме, поскольку выявлена необходимость размещения на указанной территории инженерных коммуникаций, а именно: КЛ 220 кВ Бугры - ГТЭС Коломенское, КЛ 220 кВ Чертаново-Сабурово, КЛ 220 кВ Чертаново - ГТЭС Коломенское, КЛ 110 кВ Чертаново-Кожухово), электрические кабельные линии 0, 4 - 20 кВ, теплосеть 2Д = 1000 мм, газопровод высокого давления d=300 мм.
С учётом данных обстоятельств в ППТ внесены соответствующие изменения, предусматривающие изъятие земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005006:51 в полном объёме, в целях согласования Департаментом строительства города Москвы.
Таким образом, вопреки утверждениям ГСК N 1 установление зоны размещения объектов инженерной инфраструктуры в отношении спорного земельного участка не является безосновательным и произвольным.
При этом ни федеральным, ни региональным действующим законодательством не предусмотрена обязательная процедура проведения публичных слушания по неутверждённому ППТ после внесения в него изменений. Также, по смыслу статьи 40 Градостроительного кодекса Москвы предметом публичных слушаний является ППТ в целом, в связи с чем доводы административных истцов о проведении публичных слушаний по отдельному вопросу изъятия конкретного земельного участка не соответствует требованиям законодательства.
Суд также особо отмечает, что состоявшаяся процедура публичных слушаний позволила выявить мнения участников публичных слушаний по ППТ, в том числе, в части объектов гаражного назначения, размещённых на спорном земельном участке. Так, протокол публичных слушаний N 25 от 30 апреля 2019 года в адрес содержит замечания и предложения участников слушаний о перекладке ЛЭП по адрес, разрешении транспортных проблем на выезде на адрес и выводу с территории объектов гаражного назначения.
Таким образом, при утверждении оспоренного ППТ, приняты во внимание замечания и предложения, отражённые в протоколах публичных слушаниях.
При этом, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
С учётом, установленных по настоящему делу обстоятельств, суд полагает, что значимая цель проведения публичных слушаний, выявленная в названом определении Конституционного Суда Российской Федерации, достигнута, права административных истцов на участие в обсуждении ППТ не нарушены.
Ссылки ГСК N 1 на некоторые несогласованные между собой различные положения оспариваемого в части постановления не свидетельствуют о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем суд их отклоняет.
Доводы административных истцов в отношении допущенных, по их мнению, нарушений в оформлении письма Департамента строительства города Москвы N ДС-28-9524/19 от 7 июня 2019 года являются не состоятельными и опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно письмами Департамента градостроительства города Москвы N ДС-11-18674/20-1 от 9 сентября 2020 года и N ДС-11-18674/20-2 от 17 сентября 2020 года.
Ссылка административных истцов на письмо наименование организации от 31 июля 2020 года N 770 также подлежит отклонению, поскольку указанная организация не обладает полномочиями по разработке ППТ и внесению изменений в утверждённый ППТ.
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов" от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ и Правилами ведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов в органах исполнительной власти города Москвы, утверждёнными постановлением Правительства Москвы от 2 июня 2009 года N 513-ПП "Об антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы" проект оспариваемого в части постановления Правительства Москвы был размещён в сети Интернет на сайте Москомархитектуры www.mos.ru/mka/. Экспертных заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не поступало. По сведениям федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (портал Министерства юстиции Российской федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационному телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://pravo-minjust.ru) постановление Правительства Москвы от 4 октября 2019 года N 1290-ПП имеет статус соответствия законодательству.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что порядок подготовки документации по планировке территории при издании оспариваемого постановления соблюдён. Оспариваемый акт получил все необходимые согласования. Названная документация разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Москвы, Законом города Москвы от 5 мая 2010 года N 17, которым утверждён Генеральный план города Москвы. Принятию оспариваемого акта предшествовали публичные слушания, процедура которых, установленная Градостроительным кодексом Москвы, соблюдена.
Постановление принято Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъекта в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод административных истцов не нарушает.
При таких обстоятельствах правовых оснований для признания недействующими, оспариваемых административными истцами, положений суд не находит, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований полагает необходимым отказывает в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Заславского Александра Владимировича, Золотова Дениса Владимировича, Болышева Владимира Ивановича, Климова Евгения Александровича, Дроковой Анны Валерьевны, Гаражно-строительного кооператива N 1 о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 4 октября 2019 года N 1290-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от адрес до железнодорожных путей Павелецкого направления адрес" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.