Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Калугина Д.М, Рогожиной Е.В, при секретаре Грязнове Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети" о признании недействующими со дня принятия пунктов 3, 4, 5 приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 25 марта 2020 года N 18 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год" в части установления в отношении общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети" долгосрочных параметров регулирования, пункта 10 Приложения 3, в части установления в отношении общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети" необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), пункта 11 Приложения 4, в части установления в отношении общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети" индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия, пунктов 21, 22, 23, 24 Приложения 5, по апелляционной жалобе Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 8 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителей Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Тимошника Е.Н, Волкова А.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети" Крыловой Е.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее - РСТ Республики Мордовия, тарифный орган) от 25 марта 2020 года N 18 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год" (далее - Приказ N 18) установлены:
долгосрочные параметры регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети" (далее - ООО "РЭС", Общество), в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций согласно Приложению N 3 (в отношении ООО "РЭС" - пункт 10);
необходимая валовая выручка для ООО "РЭС" на долгосрочный период регулирования 2020-2023 годы (без учета потерь) согласно Приложению N 4 (пункт 11);
индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия с разбивкой по полугодиям согласно Приложению N5 (в отношении ООО "РЭС" - пункты 21, 22, 23, 24).
Размер необходимой валовой выручки (далее НВВ) без учета оплаты потерь на 2020 год для ООО "РЭС" установлен в размере "данные изъяты" тыс. рублей.
ООО "РЭС" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3, 4, 5 Приказа N 18 в части установления в отношении Общества: долгосрочных параметров регулирования (пункт 10 Приложения 3); необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (пункт 11 Приложения 4); индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия (пункты 21, 22, 23, 24 Приложения 5).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый в части Приказ N 18 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку при определении НВВ неправомерно исключены, либо уменьшены заявленные расходы по статьям затрат: фонд оплаты труда, отчисления на социальные нужды, расходы на сырье и материалы, в том числе приобретение мебели, оргтехники, горюче-смазочных материалов, строительных материалов на текущий ремонт, инструментов и оборудования; работы и услуги производственного характера, прочие расходы. При анализе технико-экономических показателей безосновательно завышена структура баланса на 2020 год.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 8 июля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими со дня принятия пункты 3, 4, 5 Приказа N 18 в части установления в отношении ООО "РЭС" долгосрочных параметров (пункт 10 Приложения 3), необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (пункт 11 Приложения 4), индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия (пункты 21, 22, 23, 24 Приложения 5). Требование о возложении на тарифный орган обязанности по принятию нового нормативного акта, регулирующего спорные правоотношения, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе РСТ Республики Мордовия просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы и представления в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 года N 98-э.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия является органом исполнительной власти Республики Мордовия, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области регулирования цен (тарифов, надбавок), в том числе на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 года N 642.
ООО "РЭС" является территориальной сетевой организацией, осуществляет деятельность по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия, которая регулируется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Оспариваемым в части Приказом N 18 в отношении Общества установлены долгосрочные параметры регулирования, необходимая валовая выручка и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия.
Приказ N 18 вступил в силу с 25 марта 2020 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Приказ N 18 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме и порядку введения в действие, и по этим основаниям не оспаривается.
Разрешая административные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый в части в рамках данного административного дела приказ тарифного органа не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Первым годом долгосрочного периода регулирования с использованием метода экономически обоснованных расходов для ООО "РЭС" является 2020 год.
Тарифный орган при расчете НВВ учел расходы на оплату труда на 2020 год исходя из численности работников "данные изъяты" человек и среднемесячной заработной платы "данные изъяты" рублей при заявленной Обществом численности работников "данные изъяты" человек и среднемесячной заработной плате "данные изъяты" рублей.
В экспертном заключении при расчете расходов на оплату труда экспертами тарифного органа принята средняя численность за 2019 год в соответствии с данными Формы 4-ФСС "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения" в размере 13 человек, а также учтено Положение о премировании работников от декабря 2018 года. При определении плановой среднемесячной оплаты труда на 1 работника Общества в 2020 году в размере "данные изъяты" рублей экспертами приняты во внимание статистические данные о среднемесячной заработной плате по Республике Мордовия за 2018 год ("данные изъяты" рублей) и индексы-дефляторы на 2019 год - "данные изъяты" % и на 2020 года - "данные изъяты"%.
Вместе с тем, как правильно указал в решении суд первой инстанции, снижение штатной численности до фактической экономически необоснованно, исчисление фонда оплаты труда исходя из средней месячной заработной платы по "адрес" за 2018 год, проиндексированной на индексы потребительских цен на 2019 и 2020 годы, произведено тарифным органом без достаточных оснований.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
ООО "РЭС" не является участником отраслевого тарифного соглашения на территории Республика Мордовия, в связи с чем приведенные положения при определении расходов на оплату труда применению не подлежат, а нормативная численность работников подлежит определению в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 3 апреля 2000 года N 68.
С учетом установленных судом недостатков, допущенных тарифным органом в расчете расходов на оплату труда, размер затрат на приобретение специальной одежды, производный от размера фонда оплаты труда, также является неверным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ.
По статье "Работы и услуги производственного характера" в экспертном заключении указано, что предложение Общества на 2020 год составило "данные изъяты" тыс. рублей. Эксперты посчитали заявленные затраты экономически необоснованными со ссылкой на непредставление Обществом документов, подтверждающих фактические расходы в текущем периоде регулирования.
В силу требований пункта 1.5.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года N 229, на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Пунктом 1.6.2 названных Правил предусмотрено, что за техническое состояние оборудования, зданий и сооружений, выполнение объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, а также за сроки и качество выполненных работ отвечает собственник.
В обоснование объема затрат по названной статье расходов Обществом представлены заключенные с ИП ФИО9 договоры, датированные ноябрем 2019 года, на проведение ремонтно-восстановительных работ с приложением локальных смет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным согласиться с позицией суда первой инстанции о включении затрат по указанной статье расходов в расчет величины долгосрочного параметра регулирования.
По статье затрат "Приобретение мебели" Общество просило включить в необходимую валовую выручку "данные изъяты" тыс. рублей, тарифный орган расходы по данной статье затрат полностью исключил, эксперты посчитали их экономически необоснованными, со ссылкой на разовый характер такого вида затрат и на то, что они были заложены в НВВ на 2019 год.
Как верно указал суд первой инстанции в своем решении, в экспертном заключении не приведен анализ номенклатуры мебели, планируемой к приобретению в 2020 году, и содержатся противоречивые выводы об отсутствии потребности Общества в мебели в виду возможности заключения договора аренды помещения с мебелью и что приобретение мебели не связано в регулируемой деятельностью.
По статье затрат "Вспомогательные материалы" заявленные Обществом расходы на прочие вспомогательные материалы в размере "данные изъяты" тыс. рублей были снижены до "данные изъяты" тыс. рублей, при этом были представлены первичные документы, подтверждающие фактические расходы по данной статье за 2019 год, договоры на проведение ремонтно-восстановительных работ, ведомости дефектов, локальные сметные расчеты.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на топливо, расходы на сырье и материалы, а также расходы на ремонт основных средств.
Как следует из пунктов 24, 29 Основ ценообразования, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), которые могут быть получены из предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования источников информации о таких ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации. В расчетах также могут быть использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы расходов (пункт 31 Основ ценообразования).
Уменьшение расходов, заявленных Обществом по статье "Расходы на прочие вспомогательные материалы" обусловлено принятием аналогичных расходов за 2019 год с применением индекса потребительских цен на 2020 год.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
По смыслу приведенных норм в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
Вместе с тем, в экспертном заключении не приведены выводы по которым при определении предложенной Обществом величины затрат на прочие вспомогательные материалы тарифным органом не приняты подтверждающие их размер документы.
Экспертами из состава подконтрольных расходов со ссылкой на отсутствие документального подтверждения исключены, как экономически необоснованные, затраты на приобретение компьютерной техники, предложенные обществом в размере "данные изъяты" тыс. рублей. При этом к заявке Обществом в обоснование планируемых расходов был представлен договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО " "данные изъяты"".
Судебная коллегия не может согласиться с таким подходом тарифного органа и считает его противоречащим установленному порядку определения экономически обоснованного уровня каждого расхода.
Согласно экспертному заключению в составе необходимой валовой выручки Общества на 2020 год снижены затраты по статье "Плата за аренду", в том числе по аренде нежилых помещений до "данные изъяты" тыс.
Разрешая заявленный административный иск в указанной части, суд обоснованно указал, что РСТ Республики Мордовия нарушила требования пунктов 29, 31 Основ ценообразования, положив в основу экспертной оценки суммы планируемых в 2020 году расходов ООО "РЭС" на уплату арендных платежей фактические расходы по данной статье не в полном объёме. Так как РСТ Республики Мордовия принимала подтверждающие документы в электронном виде без электронной подписи, о факте отсутствия документов в электронном виде, указанных в тарифной заявке, РСТ Республики Мордовия обязана была сообщить в ООО "РЭС", в противном случае регулируемая организация с учётом сложившегося документооборота исходила из наличия у РСТ Республики Мордовия всего пакета необходимых для исчисления НВВ документов.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на переоценке доказательств, верно оцененных судом первой инстанции, и на ином толковании норм материального права.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции верно применены положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 8 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.