Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Грязнове Ю.В.
с участием прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры РФ ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гагаевой Е.А. к Министерству имущественных и земельных отношений "адрес" о признании недействующими с момента принятия в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 3 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры ФИО8, полагавшего, что решение суда надлежит оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
30 сентября 2016 года министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-303/16 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее также - приказ от 30 сентября 2016 года N 326-13-303/16, Перечень 2017).
Приказ от 30 сентября 2016 года N 326-13-303/16 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В пункт 844 раздела "городские округа" (городской округ Арзамас) Перечня 2017 включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
14 сентября 2017 года министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-463/17 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее также - приказ от 14 сентября 2017 года N 326-13-463/17, Перечень 2018).
Приказ от 14 сентября 2017 года N 326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В пункт 1082 раздела "городские округа" (городской округ Арзамас) Перечня 2018 включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес"
12 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N Сл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18, Перечень 2019).
Приказ от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 1241 раздела "городские округа" (городской округ Арзамас) Перечня 2019 включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес"
25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19, Перечень 2020).
Приказ от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 1232 раздела "городские округа" (городской округ Арзамас) Перечня 2020 включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес"
Гагаева Е.А. (далее также - административный истец) обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке ст.46 КАС РФ, о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.
Как указала административный истец, здание, принадлежащее ей на праве собственности, является жилым домом, расположенным на земельном участке с видом разрешенного использования "односемейные и многосемейные жилые дома с участками". Таким образом, спорный жилой дом, не может считаться предназначенным для использования или фактически используемым в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Считает, что жилое здание не может быть включено в Перечни, поскольку не отвечает признакам, предусмотренным п.1 ст.378.2 НК РФ.
Решением Нижегородского областного суда от 3 августа 2020 года административное исковое заявление Гагаевой Е.А. удовлетворено.
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить в части признания недействующими Перечней на 2017, 2018, 2019 годы и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом неверно применены нормы материального права, в материалах дела содержатся достаточные доказательства с достоверностью подтверждающие, что объект обоснованно включен в Перечень и подлежит налогообложению по правилам статьи 378.2 НК РФ.
Прокурором, участвующим в деле поданы возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просит решение Нижегородского областного суда от 3 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ввиду необоснованности изложенных в ней доводов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба подлежит отклонению, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нормы Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (далее - Закон N140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 года N 50 "Об утверждении Положения о министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области", Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года N 666 "Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области", Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N183 "Об утверждении Положения о министерстве
имущественных и земельных отношений Нижегородской области", Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области N 326-13-303/16 от 30.09.2016, N 326-13-463/17 от 14.09.2017, N Сл-326-25615/18 от 12.11.2018 и N 326-13-369863/19 от 25.11.2019, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 НК РФ).
Согласно статье 1 Закона N140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Из материалов административного дела следует, что включение спорного объекта недвижимости в Перечни на 2017, 2018, 2019 год произведено в виду того, что объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:40:0404001:421 с видом разрешенного использования "размещение магазина".
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемых норм федеральному законодательству.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
По смыслу приведенных выше предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое нежилое отдельно стоящее здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, спорное здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Из материалов дела следует, что - спорный объект недвижимого имущества - жилой дом с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес", "адрес", имеет назначение и наименование: "жилой дом", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69-71).
Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", имеет вид разрешенного использования "односемейные и многосемейные жилые дома с участками", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66-68).
Согласно представленной информации ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области N 37-1303/20 от 24.01.2020, земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.05.2019 по заявлению Гагаевой Е.А. и представленных к данному заявлению следующих документов:
- решение собственника о смене вида разрешенного использования земельных участков от 24.04.2019;
- решения собственника о перераспределении земельных участков от 24.04.2019;
- выписки из Правил землепользования и застройки городского округа гордо Арзамас от 16.04.2019 NN 365, 366, 367.
- межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ, в связи с образованием трех земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N: N выполненного кадастровым инженером ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
На вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами N в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности за Гагаевой Е.А, исходным земельным участкам с кадастровыми номерами N, присвоен статус "архивный" (л.д.63-64).
Из экспликации площади жилого дома, содержащимся в техническом паспорте, составленном ГП НО "Нижтехинвентаризация" (Арзамасский филиал), по состоянию на 26.04.2017, в доме расположены:
-жилая комната, кухня, туалет, коридор (л.д.100).
Согласно уведомлению N 5/1 от 20.03.2017, Администрация города Арзамаса, рассмотрев представленные в соответствии с ч.2 ст.23 Жилищного кодекса РФ документы о переводе нежилого помещения в жилое помещение, общей площадью 50, 2 кв. м, находящегося по адресу: "адрес", "адрес", из нежилого в жилое в целях использования помещения в качестве жилого дома, решила:
- на основании протокола N 5 от 20.03.2017 помещение на основании приложенных к заявлению документов, перевести из нежилого в жилое при условии проведения в установленном порядке следующих видов работ:
- переустройство и перепланировку помещения в соответствии с проектной документацией. Ремонтно-строительные работы выполнить силами специализированной организации, имеющей допуски к осуществлению строительно-монтажных работ.
- по окончании строительно-монтажных работ собственнику помещения сдать данное помещение Комиссии в эксплуатацию;
- собственнику помещения заключить договор на предоставление коммунальных услуг с соответствующими организациями;
- собственнику помещения произвести регистрацию помещения как жилого в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (л.д.21).
Из экспликации площади жилого дома, содержащейся в техническом паспорте, составленном Волго-Вятским филиалом АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (Арзамасское отделение) по состоянию на 17.07.2019, в доме расположены:
- прихожая, гостиная, кухня, коридор (3), туалет, жилая комната (2), ванная комната, кладовая (л.д.25 оборот).
Согласно Акту обследования земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, составленному представителями Арзамасского отделения ГП НО "Нижтехинвентаризация", при визуальном обследовании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", размещен одноэтажный жилой дом с кадастровым номером 52:40:0404001:2911, общей площадью 114, 7 кв. м, принадлежащий на праве собственности Гагаевой Е.А... Помещения в указанном жилом доме не используются.
Указанные обстоятельства подтверждены также фотоматериалом (л.д.46-51).
Исходя из материалов дела, принадлежащий Гагаевой Е.А. объект недвижимости, является жилым домом, что следует из выписки из ЕГРН, в акте обследования земельного участка N 12493 от 04.12.2019, указанное здание также поименовано как одноэтажный жилой дом, согласно технической документации имеет жилые комнаты и вспомогательные бытовые помещения.
Из информации, содержащейся в технических паспортах, составленных по состоянию на 26.04.2017 и на 17.07.2019, в доме не имелось помещений, отвечающих требованиям ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
Как установлено ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома.
Согласно ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Федеральный законодатель, относя жилой дом к жилым помещениям, допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан (пункт 1 части 1 статьи 16, часть 2 статьи 17 Жилищного кодекса РФ).
В силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Судом первой инстанции установлено, что администрацией города Арзамаса осуществлен перевод нежилого помещения в жилое помещение, общей площадью 50, 2 кв. м, находящегося по адресу: "адрес", "адрес", нежилое помещение переведено в жилое в целях использования помещения в качестве жилого дома.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что для правильного разрешения заявленных требований не имеет правового значения, тот факт, что земельный участок с кадастровым номером N до ДД.ММ.ГГГГ имел вид разрешенного использования: "размещение магазина", поскольку как в суд первой инстанции, так в апелляционную инстанцию представлены сведения из ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области, о том, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимости, расположенных в период с 2016 года по 2019 год в пределах земельного участка с кадастровым номером N.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что сведения ЕГРН, содержащие информацию об объекте административного истца как "магазина", находящегося на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "размещение магазина" являются достаточными для отнесения объекта к Перечню объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и не требует установления фактического использования объекта, подлежат отклонению, поскольку доказательств того, что спорный объект капитального строения находился именно на этом земельном участке, который в настоящее время имеет статус "архивный", и использовался в качестве магазина в период с 2016 по 2019 год, до внесения сведений о нем в ЕГРН как "жилой дом", административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования.
Выводы суда о наличии оснований для признания в части Перечней на 2017, 2018, 2019 годы противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области не приведено доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 3 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов), в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.