Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Грязнове Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дремовой А.С. о признании недействующим нормативного правового акта в части, по апелляционной жалобе административного ответчика Собрания представителей сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, по апелляционной жалобе заинтересованного лица Департамента управления имуществом городского округа Самара
по апелляционной жалобе заинтересованного лица муниципального казенного учреждения городского округа Самара "Ритуал" на решение Самарского областного суда от 12 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела генеральной прокуратуры ФИО7, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
Дремова А.С. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с учетом изменений о признании не действующими Правил землепользования и застройки сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания Самарской области от 27 декабря 2013 года N 154 (далее также - Правила землепользования и застройки, Решение N 154), в части распространения санитарно-защитной зоны кладбищенского комплекса "Южный" на территорию, принадлежащего ей на праве собственности, земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства (далее также - земельный участок).
В обоснование требований административный истец указала, что границы санитарно-защитных зон, отображенные в Правилах землепользования и застройки, установлены с нарушением положений статей 24, 25, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", пункта 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 (далее также - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), поскольку названными нормативными правовыми актами вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям представительного органа местного самоуправления.
Решением Самарского областного суда от 12 августа 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Собрание представителей сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара, муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Ритуал" ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неверное применение судом норм материального права, просят отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, административным истцом и прокуратурой Самарской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Административное дело рассмотрено в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд первой инстанции, учитывая положения пункта 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 32 ГрК РФ, установил, что Решение N 154 принято полномочным органом в пределах компетенции, процедура принятия Правил землепользования и застройки соблюдена. Решение суда в этой части не обжалуется.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить поименованному кодексу.
Пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона N 52-ФЗ установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Судом установлено, что на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области отображена санитарно-защитная зона кладбищенского комплекса "Южный", в пределах которой полностью расположен земельный участок с кадастровым номером N
Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения, о том, что проект санитарно-защитной зоны кладбища "Южный" не разрабатывался, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны кладбища Главным санитарным государственным врачом Российской Федерации в границах земельного участка не принималось, пояснения административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что в настоящее время ведется разработка проекта санитарно-защитных зон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отображения санитарно-защитных зон в отношении земельного участка на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика такое же правовое регулирование предусматривалось приведенным законодательством, действовавшим в период принятия Правил землепользования и застройки.
Положения подпункта 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривают, что до 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Между тем Правила землепользования и застройки не устанавливают такие зоны, а только отображают их на соответствующей карте. Как указывалось выше, установление санитарно-защитных зон для объектов II класса опасности отнесено к компетенции Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
С учетом, установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского областного суда от 12 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Собрания представителей сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, Департамента управления имуществом городского округа Самара, муниципального казенного учреждения городского округа Самара "Ритуал" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Самарский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.