Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре Пигалевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административным исковым заявлениям Гараевой Ризиды Гарифзяновны, Гараева Фоата Валеевича, Назипова Ильяса Исламовича к Казанской городской Думе Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N51-19 по апелляционной жалобе Гараевой Ризиды Гарифзяновны, Гараева Фоата Валеевича, Назипова Ильяса Исламовича на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19 утверждены Правила землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани (далее - Правила).
Указанное решение и Правила опубликованы в газете "Казанские ведомости" от 7 мая 2004 года N 102, от 6 июля 2004 года N 150-152.
Согласно карте территориальных зон градостроительных регламентов Правил расположенные на "адрес" земельный участок N, площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N; земельный участок N, площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N; земельный участок N, площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N находятся в территориальной зоне - зона индивидуальной жилой застройки (Ж2).
Гараева Р.Г, Гараев Ф.В, Назипов И.И, являющиеся собственниками указанных земельных участков, обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании не действующими Правил в части установления на карте зон градостроительных регламентов в границах земельных участков с кадастровыми номерами N двух территориальных зон - зоны индивидуальной жилой застройки (Ж2) и зоны рекреационно-ландшафтной (РЗ).
По мнению административных истцов, оспариваемые ими положения Правил противоречат части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование иска административные истцы также указали, что ранее решением Верховного Суда Республики Татарстан от 25 января 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2017 года, территория, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами N была исключена из границ населенного пункта - города Казани, как относящаяся к землям лесного фонда.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2020 года в удовлетворении административных исковых заявлений Гараевой Р.Г, Гараева Ф.В, Назипова И.И к Казанской городской Думе Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Казанского Совета народных депутатов от 2 апреля 2004 года N 51-19, отказано.
В апелляционной жалобе Гараева Р.Г, Гараев Ф.В, Назипов И.И. просят отменить решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2020 года, как незаконное и необоснованное.
Относительно апелляционной жалобы Гараевой Р.Г, Гараева Ф.В, Назипова И.И. Казанской городской Думой Республики Татарстан представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
По настоящему административному делу административными истцами оспариваются Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N51-19 в части установления на карте зон градостроительных регламентов в границах земельных участков с кадастровыми номерами N двух территориальных зон - зоны индивидуальной жилой застройки (Ж2) и зоны рекреационно-ландшафтной (РЗ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Судом первой инстанции установлено, что Гараева Р.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" участок N, который был сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ
Гараеву Ф.В. принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный по адресу: "адрес" участок N, который был сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ
Назипов И.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" участок N, который был сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ
При обращении административных истцов в уполномоченный орган - Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани было установлено, что при увеличении масштаба карты территориальных зон градостроительных регламентов Правил земельный участок с кадастровым номером N находится в двух территориальных зонах: зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2) и рекреационно-ландшафтной зоне (РЗ).
При этом часть данного земельного участка, попавшая в рекреационно-ландшафтную зону (РЗ), незначительна (составляет менее 15% от его площади) и не имеет самостоятельного значения для использования и застройки в данной территориальной зоне, остальная же часть находится в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2).
Отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами административных требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки с кадастровыми номерами N полностью отнесены к одной территориальной зоне - зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2).
Земельный участок с кадастровым номером N находится в двух территориальных зонах: зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2) и рекреационно-ландшафтной зоне (РЗ). При этом часть данного земельного участка, попавшая в рекреационно-ландшафтную зону (РЗ), незначительна (составляет менее 15% от его площади) и не имеет самостоятельного значения для использования и застройки в данной территориальной зоне, остальная же часть находится в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2), и на основании положений статьи 28.1 Правил землепользования и застройки г. Казани (часть II Градостроительного устава г. Казани), в соответствии с которой, допустимой погрешностью при увеличении масштаба карты зон градостроительных регламентов считается погрешность, затрагивающая часть земельного участка, не превышающую 15 процентов от общей площади земельного участка и не имеющую самостоятельного значения для использования и застройки в данной территориальной зоне, а также не влекущая за собой необходимости внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил, пришел к выводу о том, что поскольку часть участка попавшая в зону рекреационно-ландшафтной (Р3) составляет менее 15 % от общей площади земельного участка, и не имеет самостоятельного значения, то на основании статьи 28.1 Правил землепользования позволяет отнести земельный участок с кадастровым номером N к одной территориальной зоне- индивидуальной жилой застройки (Ж2) и распространять на него в целом виды разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства для данной территориальной зоны.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, считает его верным, исходя из следующего.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава) земельный участок с кадастровым номером N находится в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2).
Земельные участки с кадастровыми номерами N расположены в зонах индивидуальной жилой застройки (Ж2) и рекреационно-ландшафтной (Р3). При этом, часть земельных участков, попавшая в зону рекреационно-ландшафтной (Р3), составляет менее 15 % от общей площади земельного участка, и не имеет самостоятельного значения, что на основании статьи 28.1 Правил землепользования и застройки г. Казани (часть II Градостроительного устава г. Казани) позволяет отнести рассматриваемые земельные участки к одной территориальной зоне- индивидуальной жилой застройки (Ж2).
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления Назипова И.И. в части, касающейся оспаривания положений Правил землепользования и застройки применительно к земельному участку с кадастровым номером N, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером N находится в одной территориальной зоне- зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2).
Применительно к земельному участку с кадастровым номером N, суд первой инстанции правомерно отметил, что часть земельного участка, попавшая в зону рекреационно-ландшафтной (Р3), составляет менее 15 % от общей площади земельного участка, и не имеет самостоятельного значения, что на основании статьи 28.1 Правил землепользования и застройки г. Казани (часть II Градостроительного устава г. Казани) позволяет отнести рассматриваемый земельный участок к одной территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2) и распространять на него в целом вид разрешенного использования земельного участка и объектов капительного строительства для данной территориальной зоны.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в зонах индивидуальной жилой застройки (Ж2) и рекреационно-ландшафтной (Р3). При этом, часть земельного участка, попавшая в зону рекреационно-ландшафтной (Р3), составляет менее 15 % от общей площади земельного участка и не имеет самостоятельного значения, что на основании статьи 28.1 Правил землепользования и застройки г. Казани (часть II Градостроительного устава г. Казани) также позволяет отнести рассматриваемый земельный участок к одной территориальной зоне- индивидуальной жилой застройки (Ж2). Учитывая изложенное, данные обстоятельства не являются основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административных истцов о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит документам градостроительного планирования муниципального образования города Казани, поскольку решением Верховного Суда Республики Татарстан от 25 января 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2017 года, признан недействующим Генеральный план муниципального образования города Казани, утвержденный решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26, в части включения в границы населенного пункта - города Казани участков, расположенных на землях лесного фонда, в том числе территории, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами N
В соответствии со схемой функциональных зон нового Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года N 5-38, территория на которой расположены перечисленные земельные участки, включена в границу населенного пункта Казани и находится в функциональной зоне индивидуальной и блокированной жилой застройки.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел несоответствия оспариваемой части нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административных истцов.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гараевой Ризиды Гарифзяновны, Гараева Фоата Валеевича, Назипова Ильяса Исламовича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.