Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев по материалам истребованного дела (дело поступило 13 октября 2020 г.) жалобу командира ОБ ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Ставрополю полковника полиции Захарова П.М. на вступившее в законную силу решение судьи Старопромысловского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 10 июня 2020 г., вынесенное в отношении Ш по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Старопромысловского района г. Грозного Чеченской Республики от 14 февраля 2020 г. Шайхаев З.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев.
Решением судьи Старопромысловского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 10 июня 2020 г. постановление мирового судьи судебного N 9 Старопромысловского района г. Грозного Чеченской Республики от 14 февраля 2020 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Шайхаева З.М. прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, командир ОБ ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Ставрополю полковника полиции Захаров П.М. просит об отмене решения судьи Старопромысловского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 10 июня 2020 г, вынесенного в отношении Шайхаева З.М. по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на его незаконность.
Шайхаев З.М, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом, возражений не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения мировым судьей судебного участка N 9 Старопромысловского района г. Грозного Чеченской Республики Шайхаева З.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что 27 сентября 2019 г. в 2 часа 20 минут в г. Ставрополе по ул. Буйнакского, д 314, Шайхаев З.М, в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения, управлял транспортным средством ГАЗ-А21R33, государственный регистрационный знак "данные изъяты" находясь в состоянии опьянения.
Не соглашаясь с выводами мирового судьи и прекращая производство по делу об административном правонарушении за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, судья Старопромысловского районного суда Чеченской Республики исходил из того, что акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения заключения врача не содержит, следовательно, факт нахождения Шайхаева З.М. в состоянии опьянения при управлении транспортными средствами объективными данными не подтвержден.
Вместе с тем, данные суждения судьи Старопромысловского районного суда г. Грозного Чеченской Республики нельзя признать законными и обоснованными, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положениями статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно примечанию к статье 12.8 КоАП РФ, употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается.
Административная ответственность, предусмотренная статьей 12.8 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0, 16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0, 3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) утвержден Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н (далее по тексту - Порядок).
Пунктами 14, 15, 21, 22 Порядка предусмотрено, что на основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования (далее - медицинское заключение):
1) установлено состояние опьянения;
2) состояние опьянения не установлено;
3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.
При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, в случаях обнаружения при медицинском освидетельствовании в пробе биологического объекта аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ (за исключением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ медицинское заключение не выносится, при этом пункт 17 Акта перечеркивается, а в пункте 14 Акта указываются наименования и концентрация новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований (пункт 21 Порядка).
Таким образом, вопреки указанным в решении судьи районного суда выводам о том, что акт медицинского освидетельствования не содержит какое-либо заключение (об установлении/неустановлении состояния опьянения), необходимо отметить, что именно согласно положениям пункта 21 Порядка, врач, проводивший медицинское исследование, правомерно проставил прочерк в соответствующей графе пункта 17 акта медицинского освидетельствования, указав в графе 14 названного акта в качестве результата химико-токсикологического исследования, наименование и количественный показатель обнаруженного в биологической пробе (моче) Шайхаева З.М. препарата прегабалин 42486, 67 мкг/мл.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964 утвержден список ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому прегабалин относится к сильнодействующим веществам (с мая 2019 г.).
Освобождая Шайхаева З.М. от административной ответственности, судья районного суда предписания пункта 21 Порядка и факт отнесения медицинского препарата прегабалин к запрещенным сильнодействующим веществам не учел, что свидетельствует о допущении нарушения принципа о всестороннем и правильном установлении юридически значимых обстоятельств по делу об административном правонарушении и несоблюдении процессуальных требований при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах, решение судьи Старопромысловского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 10 июня 2020 г. законным признать нельзя. При этом отмена оспариваемого судебного акта не повлечет ухудшения положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ввиду следующего.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 4.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Шайхаева З.М. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек (с учетом его приостановления на основании части 5 статьи 4.5 КоАП РФ), возобновление производства и направление дела на новое рассмотрение недопустимо.
В связи с этим, состоявшиеся по делу об административном правонарушении судебные акты подлежат отмене, а производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
жалобу командира ОБ ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Ставрополю полковника полиции Захарова П.М. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 9 Старопромысловского района г. Грозного Чеченской Республики от 14 февраля 2020 г. и решение судьи Старопромысловского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 10 июня 2020 г, вынесенные в отношении Ш по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.