Судебная коллегия по уголовным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Леонтьева С.А, судей Харрасовой С.Н, Стадниковой В.А, при секретаре судебного заседания Бастанджиевой Е.М, с участием прокурора Денисова М.О, осужденной Аветисян Т.Ф. по системе видеоконференц-связи, защитников - адвокатов Остальцова С.Н, Асланова Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденной Аветисян Т. Ф. на приговор Черкесского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 июня 2020 года.
Уголовное дело в отношении Назуровой Т.Б. рассматривается в порядке ст. 401.16 УПК РФ.
Заслушав доклад судьи Стадниковой В.А, изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений, выслушав осужденную Аветисян Т.Ф. и ее защитника-адвоката Остальцова С.Н, поддержавших кассационную жалобу, защитника осужденной Назуровой Т.Б. - адвоката Асланова Г.Г, просившего смягчить наказание его подзащитной, прокурора Денисова М.О, полагавшего апелляционное определение подлежащим отмене с передачей уголовного дела на новое апелляционное рассмотрение, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
по приговору Черкесского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 февраля 2020 года
Аветисян Т. Ф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес" "адрес", несудимой, осуждена за совершение 7-ми преступлений, предусмотренных п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с назначением наказания с применением ст. 64 УК РФ в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы за каждое; п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы; ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы; ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы; на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима;
-срок отбывания наказания исчислен с 26 февраля 2020 года; время содержания под стражей с 20 августа 2018 по 25 февраля 2020 года засчитано в срок отбытия наказания, Назурова Т. Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес" "адрес", несудимой, осуждена за совершение 7-ми преступлений, предусмотренных п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с назначением наказания с применением ст. 64 УК РФ в виде 6 лет 6 месяцев лишения свободы за каждое; п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы; ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 5 годам лишения свободы; ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ к 7 годам лишения свободы; на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима;
-срок отбывания наказания исчислен с 26 февраля 2020 года; время содержания под стражей с 20 августа 2018 по 25 февраля 2020 года засчитано в срок отбытия наказания.
Разрешена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 июня 2020 года приговор оставлен без изменения.
Аветисян Т.Ф. и Назурова Т.Б. признаны виновными и осуждены за совершение 7 преступлений, квалифицированных как незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") группой лиц по предварительному сговору в крупном размере, незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") группой лиц по предварительному сговору в значительном размере, а также за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") группой лиц по предварительному сговору в крупном и особо крупном размере. Преступления совершены с июля по август 2018 года в "адрес" при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденная Аветисян Т.Ф. просит судебные решения по делу изменить и смягчить назначенное наказание, учитывая состояние ее здоровья, наличие совокупности смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих обстоятельств.
В возражениях на кассационную жалобу осужденной старший прокурор отдела прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики ФИО8 считает приговор и апелляционное определение законными и обоснованными, а кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения.
Изучив уголовное дело и проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалоб суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Нарушения закона, подпадающие под указанные критерии, установлены.
В соответствии со ст. 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В силу ст. 16 УПК РФ обеспечение обвиняемому права на защиту является основополагающим принципом уголовного судопроизводства.
В соответствии с п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 29 "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве" судам необходимо иметь в виду, что при наличии любого из обстоятельств, указанных в статье 72 УПК РФ, участие защитника исключается во всех стадиях уголовного судопроизводства. Если между интересами обвиняемых, защиту которых осуществляет один адвокат, выявятся противоречия (признание обвинения одним и оспаривание другим по одним и тем же эпизодам дела; изобличение одним обвиняемым другого и т.п.), то такой адвокат подлежит отводу (в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 72 УПК РФ, п.п. 2 п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", п. 1 ст. 13 "Кодекса профессиональной этики адвоката").
Исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 72 УПК РФ установленное в п. 3 данной нормы ограничение относится к случаям, когда защитник в рамках данного или выделенного из него дела оказывает или ранее оказывал в ходе досудебного производства либо в предыдущих стадиях судебного производства и судебных заседаниях юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им обвиняемого. Однако это не исключает возможность отвода защитника и в иных случаях выявления подобных противоречий, не позволяющих ему участвовать в данном деле.
Из материалов уголовного дела следует, что в ходе предварительного следствия Аветисян Т.Ф. вину признавала и давала изобличающие Назурову Т.Б. показания. В начале судебного следствия Аветисян Т.Ф. вину признала частично, а Назурова Т.Б. вину в совершении преступлений не признала полностью.
При таких обстоятельствах, защиту подсудимых в соответствии с законом осуществляли разные адвокаты, защищая интересы каждой из них.
В суде апелляционной инстанции защиту Назуровой Т.Б. и Аветисян Т.Ф. осуществлял адвокат Байгушев В.И, который в суде первой инстанции представлял интересы Аветисян Т.Ф.
Выступая в судебных прениях, адвокат Байгушев В.И. указал на различие в позициях своих подзащитных и на то, что виновность Назуровой Т.Б. была доказана только на основе показаний Аветисян Т.Ф.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 72 УПК РФ защитник не вправе участвовать в производстве по уголовному делу, если он оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересы защищаемого им обвиняемого.
В нарушение вышеуказанных положений суд апелляционной инстанции пригласил для защиты обоих осужденных адвоката, участие которого по защите интересов Назуровой Т.Б. недопустимо, чем нарушил право Назуровой Т.Б. на защиту. Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения подлежат устранению при новом апелляционном рассмотрении, как и доводы, изложенные в апелляционной и кассационной жалобах Аветисян Т.Ф.
Учитывая, что суду апелляционной инстанции требуется время для выполнения требований уголовно-процессуального закона по подготовке судебного заседания, учитывая характер предъявленного Аветисян Т.Ф. и Назуровой Т.Б. обвинения и данные об их личности, судебная коллегия считает необходимым избрать осужденным меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 3 месяца.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 401.14, ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 июня 2020 года в отношении Аветисян Т. Ф. и Назуровой Т. Б. отменить, уголовное дело передать на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Меру пресечения Аветисян Т.Ф. и Назуровой Т.Б. избрать в виде заключения под стражу сроком на 3 месяца до 24 февраля 2021 года.
Председательствующий С.А. Леонтьев
Судьи В.А. Стадникова
С.Н. Харрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.