Судебная коллегия по уголовным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьева С.А, судей Стадниковой В.А. и Харрасовой С.Н, при помощнике судьи Емец Н.С, ведущей протокол судебного заседания, с участием прокурора Белкина С.В, осужденных Буториной Е.В. и Магомедова М.М. по системе видеоконференц-связи, защитников-адвокатов Аверина В.Г. в интересах осужденной Буториной Е.В, Андреасян Р.А.- в интересах осужденного Магомедова М.М.
в открытом судебном заседании рассмотрела кассационную жалобу осужденной Буториной Е.В, кассационное представление заместителя прокурора Ставропольского края Тыльченко А.М. на приговор Ленинского районного суда г. Ставрополя от 25 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 24 декабря 2019 года в отношении Буториной Е.В, Магомедова М.М..
Заслушав доклад судьи Харрасовой С.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, доводы кассационных жалобы и представления, выступление прокурора Белкина С.В, поддержавшего доводы кассационного представления, осужденную Буторину Е.В. и адвоката Аверина В.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, осужденного Магомедова М.М. и адвоката Андреасян Р.А, поддержавших доводы кассационной жалобы Буториной Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
по приговору Ленинского районного суда г. Ставрополя от 25 сентября 2019 года
Буторина Е.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несудимая, осуждена по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима;
Магомедов М.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несудимый, осужден по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания Буториной Е.В. и Магомедову М.М. исчислен с 25 сентября 2019 года, с зачетом каждому времени нахождения под стражей с 18 июня 2018 года по 25 сентября 2019 года. Время содержания Буториной Е.В. и Магомедова М.М. под стражей с 18 июня 2018 года до вступления приговора в законную силу зачтено из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 24 декабря 2019 года приговор оставлен без изменения.
Буторина Е.В. и Магомедов М.М. признаны виновными в покушении на незаконный сбыт наркотического средства в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, совершенного 17 июня 2018 года в г. Ставрополе, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденная Буторина Е.В. просит приговор изменить, переквалифицировать ее действия на ч.2 ст.228 УК РФ в связи с недостаточностью доказательств ее вины по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ. Считает, что при назначении наказания нарушены правила ч.3 ст.66 УК РФ. Указывает, что умысла на сбыт наркотических средств у нее не было, она не приобретала и не распространяла наркотические средства, не хранила наркотические средства у себя дома и не делала "закладки"; ее вина доказана лишь в хранении наркотических средств в сумке, о нахождении которых там она не знала; доказательств преступного сговора между ней и Магомедовым нет; в нарушение уголовного закона ее действия вместо ч.2 ст.228 УК РФ неправильно квалифицированы как покушение на сбыт наркотических средств; преступный умысел на сбыт наркотических средств имел только Магомедов М.М, вместе с тем, он не приискивал покупателей наркотических средств и не продавал их; обвинение ее в покушении на сбыт наркотических средств основано лишь на первичных показаниях Магомедова М.М, которые являлись для него средством защиты и от которых он в суде отказался. Считает, что отсутствие отпечатков ее пальцев на свертках с наркотическим веществом и наркотического средства у нее на руках, отсутствие у нее телефонной переписки с Магомедовым М.М. о сговоре на сбыт наркотических средств и фото "закладок" в ее телефоне, переписки с покупателями, показания Магомедова М.М. в суде о том, что она не знала о его причастности к незаконному сбыту наркотических средств и о том, что он положил к ней в сумку наркотические средства, свидетельствуют о ее непричастности к покушению на сбыт наркотических средств.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене приговора и передаче дела на новое рассмотрение. Указывается, что согласно протоколу судебного заседания, судом не исследованы протоколы личных досмотров Буториной Е.В. и Магомедова М.М, на которые суд сослался в приговоре.
Рассмотрев доводы кассационных жалобы и представления, изучив уголовное дело, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения при рассмотрении уголовного дела судом допущены.
В соответствии с ч. 1 ст. 240 УПК РФ в судебном разбирательстве все доказательства по уголовному делу подлежат непосредственному исследованию, за исключением случаев, предусмотренных разделом X УПК РФ. Согласно ч.3 ст.240 УПК РФ, приговор может быть основан лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В основу приговора в качестве доказательств виновности Буториной Е.В. и Магомедова М.М. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.4 ст.228.1 УК РФ, суд сослался на протокол личного досмотра Буториной Е.В. от 17.06.2018 (л.д.12, т.1) и на протокол личного досмотра Магомедова М.М. от 17.06.2018 (л.д. "данные изъяты").
Согласно приговору, при личном досмотре Буториной Е.В. обнаружены и изъяты 20 полимерных свертков с наркотическим средством и мобильный телефон; при личном досмотре Магомедова М.М. обнаружены и изъяты 5 полимерных свертков с наркотическим средством, мобильный телефон и банковская карта.
Как следует из протокола судебного заседания, указанные доказательства - протоколы личных досмотров Буториной Е.В. и Магомедова М.М, на которых базируются выводы суда, не были исследованы в ходе судебного разбирательства в условиях состязательного процесса по правилам, установленным ст. ст. 87, 88 УПК РФ, что противоречит фундаментальным основам уголовного судопроизводства.
Суд апелляционной инстанции не выявил допущенные судом указанные нарушения уголовно-процессуального закона и в своем определении в обоснование вины осужденных в совершении преступления также сослался на упомянутые письменные доказательства.
Ввиду допущенных судом нарушений уголовно-процессуального закона, которые судебная коллегия признает существенными, повлиявшими на вынесение законного и обоснованного судебного решения, постановленные в отношении Буториной Е.В. и Магомедова М.М. приговор и апелляционное определение подлежат отмене с передачей дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Принимая во внимание, что Буторина Е.В. и Магомедов М.М. обвиняются в совершении особо тяжкого преступления, могут скрыться от суда и таким образом воспрепятствовать производству по делу в разумный срок, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 97, 108, 255 УПК РФ избирает каждому меру пресечения в виде заключения под стражу.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 401.14, ч.1 ст.401.15 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Ленинского районного суда г. Ставрополя от 25 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 24 декабря 2019 года в отношении Буториной Е.В, Магомедова М.М. отменить, уголовное дело передать на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Избрать в отношении Буториной Е.В. и Магомедова М.М. меру пресечения в виде заключения под стражу каждому сроком на 3 месяца, до 10 февраля 2021 года.
Председательствующий С.А. Леонтьев
Судьи В.А. Стадникова
С.Н. Харрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.