Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО на решение Правобережного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 8 июля 2020 г. по административному делу N 2а-207/2020 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания к ФИО о взыскании задолженности по налоговым платежам.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания (далее также - Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кадиеву Ю.П. о взыскании задолженности по налоговым платежам.
В обоснование своих требований инспекция указала на то, что Кадиев Ю.П. является собственником транспортных средств. За период 2014, 2015 и 2016 гг. инспекцией произведен расчет налогов и налогоплательщику направлено налоговое уведомление об уплате налога, которое не было исполнено, в связи с чем в адрес административного ответчика выставлено требование об уплате налога. Поскольку данное требование Кадиевым Ю.П. не исполнено, инспекция просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 гг. в размере "данные изъяты" руб, пени в размере "данные изъяты" руб.
Решением Правобережного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 февраля 2020 г. административный иск инспекции удовлетворен, с Кадиева Ю.П. в пользу Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 гг. в размере "данные изъяты" руб, пени в размере "данные изъяты" руб, всего "данные изъяты" руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 8 июля 2020 г. решение Правобережного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 февраля 2020 г. изменено, с Кадиева Ю.П. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в размере "данные изъяты" руб, за 2016 г. в размере "данные изъяты" руб, пени в связи с неуплатой транспортного налога в размере "данные изъяты" руб, всего "данные изъяты" руб, государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб. В удовлетворении остальной части требований инспекции отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Правобережный районный суд Республики Северная Осетия-Алания 15 сентября 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 22 сентября 2020 г, Кадиев Ю.П. просит отменить указанные судебные акты в части удовлетворенных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кадиев Ю.П. имеет в собственности два автомобиля и является плательщиком транспортного налога.
Налог на указанное имущество за период 2014, 2015, 2016 гг. Кадиевым Ю.П. не уплачен, Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания в его адрес направлено налоговое уведомление от 5 июля 2017 г, в котором рассчитан налог на транспорт за 2014, 2015 и 2016 гг. в размере "данные изъяты" руб. с указанием срока уплаты этого налога - не позднее 1 декабря 2017 г. Поскольку Кадиев Ю.П. налог не уплатил, налогоплательщику инспекцией выставлено требование N об уплате налога за указанные периоды по состоянию на 6 декабря 2017 г, предоставлен срок для уплаты задолженности до 30 января 2018 г. Уведомление и требование Кадиевым Ю.П. получены, о чем свидетельствует реестр отправки заказных писем и почтовое уведомление.
В связи с неисполнением данного требования налоговый орган обратился мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка N 12 Правобережного судебного района Республики Северная Осетия-Алания 18 июня 2018 г. был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и пени, который определением мирового судьи от 22 октября 2019 г. отменен в связи с возражениями должника.
25 ноября 2019 г. Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания обратилась в Правобережный районный суд Республики Северная Осетия-Алания с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с Кадиева Ю.П. задолженности и пени по транспортному налогу.
Разрешая заявленные Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что Кадиев Ю.П, являясь плательщиком транспортного налога, не исполнил обязанность по его уплате.
Соглашаясь с решением суда в части взыскания задолженности с Кадиева Ю.П. за период 2015, 2016 гг, изменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска в части взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2014 г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания указала, что оснований для взыскания налога за 2014 г. у суда не имелось, поскольку в материалы дела представлена квитанция об уплате Кадиевым Ю.П. суммы задолженности за 2014 г. в размере "данные изъяты" руб.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52 и статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате транспортного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании недоимки за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налоговой задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Поскольку требование об уплате налога административным ответчиком не исполнено, а предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате налога отсутствуют, вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных инспекцией требований в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 гг. является законным и обоснованным.
Вывод судов соответствует нормам права, оснований для переоценки этих выводов не имеется. Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену указанных судебных актов, судами не допущено.
Доводы жалобы о неполучении административным ответчиком налогового уведомления и требования не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, само по себе неполучение налогоплательщиком указанных документов основанием для освобождения от исполнения налоговых обязательств не является, кроме того, административному ответчику требование об уплате налога согласно реестру заказных писем было направлено 12 декабря 2017 г. "данные изъяты"
Вопреки доводам жалобы налоговый орган обратился мировому судье, в последующем, в Правобережный районный суд Республики Северная Осетия-Алания, с соблюдением установленного действующим законодательством срока.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Правобережного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 8 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.