Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы местной администрации сельского поселения Бабугент Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на решение Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июля 2020 г. по административному делу N 2а-1/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к местной администрации сельского поселения Бабугент Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей административного истца Баккуева Б.С, Кумыкова А.А, возражавших против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Баккуев Т.С. обратился суд с вышеуказанным административным иском к местной администрации сельского поселения Бабугент Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее также - администрация).
В обоснование своих требований указал, что 19 апреля 2019 г. он обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сенокошения и выпаса скота гражданами, расположенного по адресу: "адрес", с приложением схемы расположения предполагаемого земельного участка. 17 мая 2019 г. администрацией дан ответ N, которым в предварительном согласовании земельного участка отказано со ссылкой на наличие арендаторов данного участка. Полагает данный ответ незаконным, нарушающим его право на получение земельного участка в аренду.
Решением Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июля 2020 г, административный иск Баккуева Т.С. удовлетворен. Отказ администрации в предварительном согласовании спорного земельного участка признан незаконным, на администрацию возложена обязанность в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять в установленном законом порядке решение по заявлению Баккуева Т.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.
В кассационной жалобе, поданной через Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики 18 сентября 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 25 сентября 2020 г, администрация сельского поселения Бабугент Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики просит судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей административного истца Баккуева Б.С, Кумыкова А.А, возражавших против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанции допущены.
Как усматривается из административного дела, письмом от 17 мая 2019 г. N местной администрацией сельского поселения Бабугент Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Баккуеву Т.С. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сенокошения и выпаса скота гражданами, расположенного по адресу: "адрес" по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок находится в аренде.
Баккуев Т.С. оспорил названный отказ в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в аренде, при этом исходили из того, что договоры аренды земельного участка, заключенные ранее, решением суда апелляционной инстанции признаны недействительными.
С такими выводами судов нельзя согласиться по следующим основаниям.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762 (далее также - Приказ N 762) утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Согласно пункту 3 Приказа N 762 схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. При этом представленная на утверждение органу местного самоуправления схема расположения земельных участков такие сведения содержит, в том числе каталог координат характерных точек границ образуемого земельного участка.
В силу пункта 4 Приказа N 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений.
При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, материалы и сведения правил землепользования и застройки, а также о зонах с особыми условиями использования территории.
Как усматривается из материалов административного дела, обращаясь в администрацию сельского поселения Бабугент Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании его предоставления, Баккуев Т.С. представил схему его расположения, не соответствующую форме, формату и требованиям к ее подготовке, установленным действующим законодательством, что является основанием для отказа в ее утверждении, при этом такой отказ не исключает для административного истца возможности вновь обратиться с соответствующим заявлением после оформления его надлежащим образом.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии c пунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Исходя из указанных правовых норм, уполномоченный орган отказывает в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если ранее данный земельный участок был предоставлен иному лицу.
Из материалов дела следует, что на момент обращения 19 апреля 2019 г. Баккуева Т.С. в администрацию с заявлением о предварительном согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сенокошения и выпаса скота гражданами, расположенного по адресу: "адрес" для предоставления в аренду на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для создания и осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а также об утверждении схемы расположения участка, земельные участки были предоставлены администрацией девяти арендаторам с заключением соответствующих договоров аренды.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Удовлетворяя требования административного истца суды сослались на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 ноября 2019 г, в котором указано на незаключенность договоров аренды и пришли к выводу о недоказанности администрацией возникновения арендных отношений с третьими лицами, в связи с чем признали оспариваемый отказ незаконным.
Между тем, как следует из материалов административного дела, 12 сентября 2019 г. решением Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики признаны недействительными договора аренды земельных участков N, заключенные 15 января 2018 г. между местной администрацией сельского поселения Бабугент Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и соответственно с Жилкибаевой Л.А, Мокаевым И.Х, Башиевым А.Б, Чочуевым И.Н, Лелюкаевым Б.М, Жангуразовым С.Н, Бозиевым И.М, Гериевым Б.С, Мирзантовым Ж.Б.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 ноября 2019 г. указанное решение суда от 12 сентября 2019 г. отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Баккуевым Т.С. требований.
Признавая оспариваемый ответ администрации незаконным суды ограничились лишь ссылкой на указанное апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
Вместе с тем доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Указанный принцип выражается, в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса).
Учитывая, что административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тем основаниям, что земельные участки были предоставлены в аренду, судам следовало, руководствуясь принципом состязательности, проверить данное обстоятельство, при этом судам надлежало, помимо прочего, проверить основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, установить в данном деле иных арендаторов спорного земельного участка, а также не имеется ли пересечение (наложение) границ образуемого земельного участка с земельными участками, предоставленными им в аренду.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем судебные акты судов первой и апелляционной инстанций указанным требованиям закона не отвечают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду следует проверить законность оспариваемого решения, исходя из содержащихся в нем оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка для сельскохозяйственного использования, с учетом приведенного выше толкования норм материального права и разрешить данный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июля 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.