Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К.
Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации города Ставрополя о возложении обязанности совершить действия по включению автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог местного значения, провести мероприятия по оформлению документации и государственной регистрации права муниципальной собственности, по кассационной жалобе администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 19 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Октябрьского района г. Ставрополя обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации города Ставрополя о возложении обязанности совершить действия по включению автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог местного значения, провести мероприятия по оформлению документации и государственной регистрации права муниципальной собственности.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Чуксина ОА. о нарушении требований федерального законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что паспортизация автомобильной дороги, расположенной по пр. Демократическому от дома N 249а до дома N 211/3 по ул. Пригородная г. Ставрополя не проведена, дорога не учтена в перечне автомобильных дорог местного значения, отсутствует технический паспорт, что влечет ненадлежащее ее содержание, органом местного самоуправления не организованы мероприятия по сбору и оформлению документов для государственной регистрации права муниципальной собственности.
На основании изложенного прокурор просил возложить на административного ответчика включить в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ставрополя, утвержденный Постановлением администрации города Ставрополя от 20 января 2017 г. N84, автомобильную дорогу, расположенную по пер. Демократическому от дома N211/3 по ул. Пригородная, г. Ставрополя; провести мероприятия по сбору и оформлению необходимых документов и по государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ставрополя на указанную автомобильную дорогу.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 19 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 августа 2020 г, требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации города Ставрополя о возложении обязанности совершить действия по включению автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, провести мероприятия по оформлению документации и государственной регистрации права муниципальной собственности удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрации города Ставрополя, поданной 5 октября 2020 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 8 октября 2020 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В возражениях относительно доводов кассационной жалоб прокурор Октябрьского района г. Ставрополя просит судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций допущены не были.
Как установлено судами, прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя проведена проверка по обращению Чуксина О.А. о нарушении требований федерального законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что паспортизация автомобильной дороги, расположенной по пр. Демократическому от дома N249а до дома N211/3 по ул. Пригородная г. Ставрополя, в соответствии с действующим законодательством не проведена.
Актом обследования земельного участка от 7 февраля 2020 г, составленного главным специалистом отдела муниципального земельного контроля Чхеидзе П.В, по адресу: г. Ставрополь, ул. Пригородная, в районе жилого дома N215/1, установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Пригородная, в районе жилого дома N215/1, с кадастровым номером 26:12:020804:1914, площадью 9788 кв.м, с видом разрешенного использования для целей, не связанных со строительством, ранее предоставлялся в аренду ГК "Пригородный" на основании договора аренды от 12 сентября 2016 г. N 6023 сроком до 11 сентября 2019 г. На земельном участке расположены металлические гаражи.
По результатам рассмотрения заявления ГК "Пригородный" от 12 августа 2019 г. N 10948 о предоставлении в аренду без проведения торгов вышеуказанного земельного участка на новый срок администрацией города Ставрополя принято решение об отказе в предоставлении указанного земельного участка.
В связи со строительством дошкольного образовательного учреждения по ул. Пригородная, 227а г. Ставрополя в рамках реализации на территории Ставропольского края национального проекта "Демография" и выполнения Ставропольским краем обязательств, взятых на себя в связи с участием в указном национальном проекте, муниципалитетом проводятся мероприятия по освобождению необходимой для строительства территории от незаконно установленных объектов, в том числе, металлических гаражей.
Указанный выше земельный участок с кадастровым номером 26:12:020804:1914 также частично попадает в зону застройки, в том числе и многоэтажными жилыми домами, где предполагается размещение парковочных мест и благоустройство дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим, на территории земельного участка, ранее предоставленного в аренду ГК "Пригородный", в настоящее время препятствующей строительству, осуществляется демонтаж металлических гаражей.
Постановлением администрации г. Ставрополя от 20 января 2017 г. N 84 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя, согласно которому спорная дорога, расположенная по пер. Демократическому от 249 до дома 211/3 по ул. Пригородная, в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории г. Ставрополя отсутствует.
Как следует из представленного руководителем Комитета градостроительства администрации города Ставрополя ответа на запрос суда территория земельного участка от дома N 249а до дома N 211/3 по ул. Пригородной является проездом к жилым домам и к строящемуся дошкольному образовательному учреждению для которого данный проезд является вторым (вспомогательным) проездом.
Ранее согласно вступившему в законную силу решению Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 16 января 2019 г. по иску прокурора Октябрьского района г. Ставрополя к Администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, было установлено, что на указанном участке дороги отсутствует асфальтовое дорожное покрытие, имеются выбоины, просадки, затрудняющие движение транспортных средств, при этом в удовлетворении требований прокурора было отказано в связи с отсутствием автомобильной дороги в перечне дорог местного значения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что автомобильная дорога от дома N 249А по проезду Демократическому до N211/3 по ул. Пригородная, г. Ставрополя, которой пользуются жители города юридически не оформлена, на нее отсутствует технический паспорт, идентификационный номер не присвоен, в реестр муниципального имущества не включена, в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог необщего пользования не состоит, между тем на данном участке осуществляется строительство жилого комплекса и детского сада, в то время как проект организации дорожного движения на указанном участке улично-дорожной сети города Ставрополя отсутствует. В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости включения указанного участка дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ставрополя, утвержденный постановлением администрации города Ставрополя от 20 января 2017 г. N 84, с целью осуществления соответствующей дорожной деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, признав их основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия, не находит оснований для отмены судебных актов как постановленных с соблюдением норм материального и процессуального права при соответствии выводов судов фактическим обстоятельствам, установленным на основании имеющихся материалов дела.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 9 статьи 6 названного Федерального закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с частью 11 статьи 5 того же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно пунктам 2 и 3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 150 "Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения она должна проводиться органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
В силу подпункта 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений относится к работам по содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 11 мая 2017 г. N 795, комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в области жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 10 того же Положения основными задачами Комитета, в числе прочего, является организация деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах г. Ставрополя.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в" пункта 3 Положения организация работ по содержанию автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог включают мероприятия по оценке технического состояния автомобильных дорог, разработка ведомостей объемов работ, сметных расчетов стоимости работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог, проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог.
Согласно подпункту 2 пункта 3 постановления администрации г. Ставрополя Ставропольского края от 20 января 2017 г. N 84 "О Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя" Комитет уполномочен проводить мероприятия по сбору и формированию необходимых документов для государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения г. Ставрополя.
Приведенные требования нормативно-правовых актов, устанавливающие обязательный для исполнения органами местного самоуправления комплекс мер по содержанию автомобильных дорог местного значения, правильно применены судами первой и апелляционной инстанций.
При этом судом апелляционной инстанции в целях проверки доводов апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии дороги на рассматриваемом участке по проезду Демократическому от дома N 249А до N211/3 по ул. Пригородная, г. Ставрополя приняты в качестве дополнительных доказательств, подтверждающих обстоятельства, подлежавшие установлению судом первой инстанции, копия решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от 16 января 2019 г, а также сведения, содержащиеся в проектной документации и Генеральном плане г. Ставрополя.
С учетом всей имеющейся совокупности доказательств судами сделаны обоснованные выводы о необходимости включении в перечень указанной дороги по проезду Демократическому, которая используется жителями близлежащих домов и собственниками гаражей для проезда. Более того, названная дорога предусмотрена проектной документацией к строящимся объектам (многоэтажный жилой комплекс, детский сад) и является обязательным вторым (вспомогательным) проездом, при этом в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя не включена.
При этом доводы административного ответчика о том, что требования прокурора, заявленные по настоящему делу, по своему существу являются вмешательством в осуществление полномочий местного самоуправления обоснованно были отклонены судами как несостоятельные, поскольку прокурор в силу возложенных на него Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий по надзору за соблюдением федерального законодательства исполнял свои прямые обязанности путем проведения прокурорской проверки и обращения в суд с целью устранения выявленных нарушений. Основанием для обращения в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц в рамках правомочий, предусмотренных статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае послужили обращение гражданина об отсутствии надлежащего дорожного покрытия данного внутриквартального проезда и информация Управления МВД России по городу Ставрополю, подтвердившие, что дорожное покрытие является гравийным и имеет выбоины, затрудняющие проезд транспортных средств, отсутствие тротуара, что не обеспечивает безопасность для движения пешеходов, отсутствие искусственного освещения, что было установлено судами и не опровергнуто административным ответчиком.
Доводы кассационной жалобы о том, что данный участок территории не является и никогда не являлся дорогой, опровергнуты исследованными судом первой и апелляционной инстанции доказательствами, в том числе, актом обследования земельного участка от 7 февраля 2020 г. и приложенным фотоматериалом, содержанию которых дана надлежащая оценка, фактические обстоятельства установлены правильно, отсутствие указанного участка дороги в числе официально учтенных дорог местного значения, препятствует приведению его в надлежащее состояние, отсутствие документов на данную дорогу, в том числе проекта организации дорожного движения, технического паспорта, не исключает существование дороги в натуре, обязанность по надлежащему содержанию которой в силу закона исполняется органом местного самоуправления.
Кроме того, при рассмотрении доводов апелляционной жалобы административного ответчика судом второй инстанции была запрошена информация из Генерального плана г. Ставрополя в отношении данной территории и исходя из ответа Комитета градостроительства города Ставрополя от 24 июля 2020 г. установлено, что указанный участок является внутриквартальным проездом, по которому осуществляется подъезд к жилым домам NN211/1-211/3 - 215/1-215/3 по ул. Пригородной и строящемуся дошкольному образовательному учреждению, что указывает об обоснованности выводов судебных инстанций о наличии дороги общего пользования, относящейся к местным. Дополнительные доказательства приобщены к материалам дела мотивированным определением суда.
Обоснованность таких выводов подтверждается наличием в общедоступных сведениях государственного адресного реестра учтенного в установленном порядке проезда Демократический города Ставрополя как элемента улично-дорожной сети с отображением его на картографическом материале.
При таком положении, обжалуемые судебные подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 19 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 декабря 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.