Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К. и Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ефремова Олега Викторовича на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 4 августа 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению Ефремова Олега Викторовича к Военно-врачебной комиссии медико-санитарной части Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан и Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной службы безопасности России об оспаривании действий военно-врачебных комиссий, связанных с изменением причинной связи заболевания.
Заслушав доклад судьи Нафикова И.А, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ефремов О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и необоснованными действия Военно-врачебной комиссии медико-санитарной части Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан, связанные с отменой формулировки "военная травма" в причинной связи заболеваний, указанной в свидетельстве о болезни от 10 сентября 2015 г. N 1569 капитана 2 ранга в отставке Ефремова О.В.; признать незаконными и необоснованными действия Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной службы безопасности России, связанные с оставлением без замечаний заключения Военно-врачебной комиссии медико-санитарной части Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан, об отмене формулировки "военная травма" в причинной связи заболеваний, указанной в свидетельстве о болезни от 10 сентября 2015 г. N 1569 капитана 2 ранга в отставке Ефремова О.В.; обязать Военно-врачебную комиссию медико-санитарной части Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан отменить свое заключение от 14 июня 2018 г. N 1397 в части отмены формулировки "военная травма" в причинной связи заболеваний, указанной в свидетельстве о болезни от 10 сентября 2015 г. N 1569 капитана 2 ранга в отставке Ефремова О.В.; обязать Центральную военно-врачебную комиссию Федеральной службы безопасности России отменить свое решение об оставлении без замечаний заключения Военно-врачебной комиссии медико-санитарной части Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан от 14 июня 2018 г. N 1397 об отмене формулировки "военная травма" в причинной связи заболеваний, указанной в свидетельстве о болезни от 10 сентября 2015 г. N 1569 капитана 2 ранга в отставке Ефремова О.В.
В обоснование заявленных требований указано на то, что в период прохождения военной службы капитан 2 ранга Евремов О.В. по заключению Военно-врачебной комиссии медико-санитарной части Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан от 10 сентября 2015 г. (свидетельство о болезни N 1569), рассмотренного Центральной военно-врачебной комиссей Федеральной службы безопасности России и утвержденного без замечаний 21 января 2016 г. (N 4048), был признан "Д-негодным к военной службе" в связи с "военной травмой". С учетом изложенных выше заключений решением бюро медико-социальной экспертизы N 30 Общего профиля Ефремову О.В. установлена вторая группа инвалидности с указанием причины инвалидности - "военная травма". В ходе двух повторных освидетельствований указанная травма подтверждалась. Однако, в период нахождения Ефремова О.В. в отставке Военно-врачебная комиссия медико-санитарной части Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан заключением от 14 июня 2018 г. N 1397 отменила формулировку "военная травма" в причинной связи заболеваний, указанных в свидетельстве о болезни от 10 сентября 2015 г. N 1569, что явилось основанием по итогам переосвидетельствования 31 мая 2019 г. изменить причину инвалидности с "военной травмы" на "заболевание, полученное в период военной службы", что влечет уменьшение получаемых им ежемесячных выплат.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 26 апреля 2019 г. административное исковое заявление Ефремова О.В. удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 сентября 2019 г. решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 26 апреля 2019 г. отменено и дело направлено в тот же суд первой инстанции на новое рассмотрение, основанием для чего явилось процессуальное нарушение, выразившееся в рассмотрении дела в отсутствие представителя Военно-врачебной комиссии медико-санитарной части Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан, не извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 4 августа 2020 г, в удовлетворении административного искового заявления Ефремова О.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 9 октября 2020 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2020 г, Ефремов О.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. ФГКУ Центр военно-врачебной экспертизы Федеральной службы безопасности России предоставило возражения на кассационную жалобу и ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Причины неявки в судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не сообщили. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела такого характера нарушения норм права не допущены.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждается Правительством Российской Федерации.
Такое Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний с прохождением военной службы, приведены в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, согласно подпункту "а" которого военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", в том числе, если увечье, заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); если заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности; если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, или если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, или если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях (при данных условиях).
По смыслу подпункта "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Таким образом, по смыслу закона, само по себе возникновение того или иного заболевания в период несения военной службы, не является безусловным основанием для его отнесения к военной травме. Для отнесения такого заболевания или увечья к военной травме необходимо наличие квалифицирующих признаков, которые связывают его получение с негативными последствиями прохождения службы (выполнение боевого задания, служебных обязанностей, воздействие вредных веществ и т.д.).
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения Военно-врачебной комиссией медико-санитарной части Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан заключения о причинной связи заболеваний, полученных Ефремовым О.В, с формулировкой "военная травма", явилось то, что им были представлены документы, согласно которым заболевание возникло у него в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.
Основанием же для пересмотра причинной связи имеющихся у Ефремова О.В. заболеваний, установленной Военно-врачебной комиссией медико-санитарной части Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан при освидетельствовании 10 сентября 2015 г. как "военная травма" (свидетельство о болезни N 1569), явились разъяснения ФЭУ 7 Службы Федеральной службы безопасности России (исх. N 13/4-1283 от 28 декабря 2017 г.) о необходимости подтверждения выполнения задач Ефремовым О.В. при вооруженных конфликтах, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, либо участие в контртеррористических операциях при условии исчисления выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях 1 месяц службы за 3 месяца.
Социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах установлены Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (статья 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1).
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Пунктом 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
На основании пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, другие министерства и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба, определяют перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу на территориях, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач на данных территориях.
В соответствии с пунктом 99 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение о причинной связи увечья, заболевания может быть заочно (по документам) пересмотрено (с отменой ранее вынесенного заключения) при наличии вновь открывшихся обстоятельств получения увечья, заболевания и их связи с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Согласно представленному войсковой частью 2454-г, в период военной службы в которой Ефремов О.В. проходил освидетельствование, измененному послужному списку (исх. N 8/377 от 15 апреля 2018 г.), сведения в которых подтверждаются представленными финансово-экономическим отделом Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан, капитан 2 ранга Ефремов О.В. военную службу в условиях чрезвычайного положения на территории Северо-Кавказского региона и вооруженных конфликтов на льготных условиях 1 месяц службы за 3 месяца не проходил. Выдача войсковой частью 2454-г измененного послужного списка Ефремовым О.В. не оспорена.
Судами установлено, что в утвержденный в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 приказами Главнокомандующего Пограничными войсками Российской Федерации от 17 декабря 1994 г. N 0377 и от 27 марта 1996 г. N 0102 Перечень воинских частей (подразделений) пограничной службы Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона Российской Федерации войсковая часть 2372 (6 отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей - место службы Ефремова О.В.) не включена.
При повторном освидетельствовании с учетом сведений о непрохождении Ефремовым О.В. военной службы в условиях чрезвычайного положения на территории Северо-Кавказского региона и вооруженных конфликтов на льготных условиях 1 месяц службы за 3 месяца, причинная связь имеющихся у него заболеваний определена в формулировке "заболевание получено в период военной службы".
Таким образом, поскольку после освидетельствования Ефремова О.В. в 2015 г. установлены иные, ранее не известные, обстоятельства связи полученных им в период прохождения военной службы, и материалами дела не подтверждается, что заболевание у Ефремова О.А. возникло в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), следует исходя из приведенных выше правовых норм признать, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Ефремовым О.В. требований.
В целом доводы жалобы направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах, переоценку доказательств, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений не являются.
Доводов, подтверждающих неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточными основаниями для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 4 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ефремова Олега Викторовича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.