Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу председателя товарищества собственников жилья "Надежда" Леонтьев В.В. на определение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29.06.2020 и апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 25.08.2020 об отказе в принятии административного искового заявления председателя товарищества собственников жилья "Надежда" к прокурору, заместителю прокурора, старшему помощнику прокурора Промышленного района г. Ставрополя об обжаловании решений и действий (бездействия) должностных лиц, УСТАНОВИЛА:
председатель товарищества собственников жилья "Надежда" (далее - ТСЖ "Надежда") Леонтьев В.В. обратился в Промышленный районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения прокурора Промышленного района г. Ставрополя от 23.04.2020 о проведении проверки соблюдения требований действующего законодательства по размещению юридическими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, соответствующих сведений в системе сети "Интернет", и составленного по результатам ее проведения акта проверки от 14.04.2020 в отношении ТСЖ "Надежда", а также о признании действий должностных лиц прокуратуры Промышленного района г. Ставрополя, прокурора, заместителя прокурора и старшего помощника при их постановлении и участии в проверке, незаконными.
Определением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29.06.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 25.08.2020, в принятии административного искового заявления отказано, поскольку оспариваемые решение и акт, а также действия указанных должностных лиц, являются предметом рассмотрения и оценки в рамках иного гражданского дела по иску заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя, действующего в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, к ТСЖ "Надежда" об обязании устранить нарушения требований действующего законодательства о порядке размещения информации.
Не согласившись с постановленными судебными актами, заявитель обжаловал их в кассационном порядке, подав кассационную жалобу через Промышленный районный суд г. Ставрополя 28.10.2020, поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 02.11.2020, в которой ставит вопрос об их отмене, принятии административного иска к производству и вынесения в отношении судей, постановивших их, частных определений в виду грубого нарушения норм материального и процессуального права, а также Конституции Российской Федерации.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, единолично, назначена к рассмотрению на 01.12.2020 в 10.00 час. Стороны, заинтересованные лица о рассмотрении кассационной жалобы извещены надлежащим образом, возражений по доводам кассационной жалобы не поступало, в назначенное судом время в Пятый кассационный суд общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и оспариваемый судебный акт, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2005 N 508-О, от 19.06.2007 N 389-О-О, от 15.04.2008 N 314-О-О и др.).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1).
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), на что в частности указано в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Основания отказа в принятии административного искового заявления предусмотрены статьей 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к одним из которых относится случай если заявление не подлежит рассмотрению в порядке данного Кодекса. Исходя из буквального толкования указанной нормы, такие действия (бездействия) подлежат оспариванию в порядке административного судопроизводства в том случае, когда заявление не подлежит рассмотрению в порядке иного судопроизводства либо не подлежит рассмотрению в судах, поскольку пункт 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключает рассмотрение в установленном данным Кодексом порядке тех административных исковых заявлений, которые рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья районного суда, с выводами которого согласился судья апелляционной инстанции, исходил из того, что не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства процессуальные действия должностных лиц прокуратуры, а также процессуальные документы, послужившие основанием для обращения прокурора в суд в порядке гражданского судопроизводства, при этом, на момент обращения заявителя с настоящим административным иском в суд они уже являлись предметом рассмотрения и оценки в рамках гражданского дела, как представленные доказательства в обоснование заявленных требований.
Так, требования по иску заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя, действующего в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, к ТСЖ "Надежда" об обязании устранить нарушения требований действующего законодательства о порядке размещения информации основаны на оспариваемых председателем ТСЖ "Надежда" доказательствах.
Суд кассационной инстанции полагает такие выводы обоснованными, и отмечает, что позиция административного истца относительно оспаривания процессуальных доказательств, решения о назначении проведения проверки и сведений, содержащихся в составленном по результатам ее проведения акте, а также действий должностных лиц прокуратуры при их вынесении (составлении), - подлежит рассмотрению в рамках приведенного выше гражданского дела.
Обжалуемые определения судов не препятствуют истцу, в силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражать относительно доказательств и доводов других лиц, участвующих при рассмотрении гражданского дела, а также реализовать свое право на судебную защиту в ходе его судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, определение судьи суда первой инстанции об отказе в принятии административного искового заявления и определение суда апелляционной инстанции, оставившего определение без изменения, являются законными и обоснованными, как принятые с соблюдением норм материального и процессуального права, не подлежат отмене по доводам кассационной жалобы, которые выводов судов не опровергают. Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, в части сводятся к несогласию с обращением прокурора в суд в порядке гражданского судопроизводства в защиту неопределенного круга лиц, что не может быть рассмотрено в настоящем деле.
Основания для вынесения в адрес судей частных определений отсутствуют. Принимая во внимание положения частей 2 и 4 статьи 128, статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при вынесении оспариваемых судебных актов судами обеих инстанций процессуальных нарушений, в том числе судом апелляционной инстанции, рассмотревшим частную жалобу единолично, без вызова сторон, допущено не было.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К.
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29.06.2020 и апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 25.08.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу председателя товарищества собственников жилья "Надежда" Леонтьев В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.