Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Белоусовой Ю.К, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могушкова Магомеда Газ-Магомедовича, Нальгиева Руслана Хасановича, Олигова Алихана Идрисовича, Олигова Алаудина Идрисовича, Пугоева Ахмета Султановича, Пугоева Мусы Ахметовича, Мерешкова Башира Исаковича, Костоева Магомета Умаровича, Костоева Алихана Гойсултановича, Арсаева Бориса Ахметовича, Арапиева Хаджи-Умара Османовича, Плиева Иссы Хусеновича, Евлоева Макарбека Зяудиновича, Оздоева Вахи Магомедовича, Чаниева Вахи Султановича, Нальгиева Багаудина Салмановича, Костоева Залимхана Султан-Гиреевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, изъятии удостоверений и прекращении ежемесячных выплат, возобновлении прекращенных ежемесячных денежных выплат, по встречному иску МВД по Республике Ингушетия к Могушкову Магомеду Газ-Магомедовичу, Нальгиеву Руслану Хасановичу, Олигову Алихану Идрисовичу, Олигову Алаудину Идрисовичу, Пугоеву Ахмету Султановичу, Пугоеву Мусе Ахметовичу, Мерешкову Баширу Исаковичу, Костоеву Магомету Умаровичу, Костоеву Алихану Гойсултановичу, Арсаеву Борису Ахметовичу, Арапиеву Хаджи-Умару Османовичу, Плиеву Иссе Хусеновичу, Евлоеву Макарбеку Зяудиновичу, Оздоеву Вахе Магомедовичу, Чаниеву Вахе Султановичу, Нальгиеву Багаудину Салмановичу, Костоеву Залимхану Султан-Гиреевичу о признании недействительными удостоверений ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверения
по кассационной жалобе Пугоева Мусы Ахметовича, Нальгиева Багаудина Салмановича на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 22 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р, объяснения Мерешкова Б.И, Нальгиева Б.С, Арсаева Б.А, Пугоева М.А, поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Могушков М.Г-М, Нальгиев Р.Х, Олигов А.И, Олигов А.И, Пугоев А.С, Пугоев М.А, Мерешков Б.И, Костоев М.У, Костоев А.Г, Арсаев Б.А, Арапиев Х.-У.О, Плиев И.Х, Евлоев М.З, Оздоев В.М, Чаниев В.С, Нальгиев Б.С, Костоев З.С.-Г. обратились в суд с иском к МВД по РИ о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, изъятии удостоверений и прекращении ежемесячных выплат, возобновлении прекращенных ежемесячных денежных выплат.
Обращаясь в суд, истцы указали, что в 2005, 2006 годы были признаны ветеранами боевых действий с выдачей удостоверения. На протяжении 12 лет они пользовались правами и льготами, предусмотренными пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 - ФЗ "О ветеранах". Решение об изъятии удостоверений и прекращении ежемесячных выплат противоречит указанному закону.
Не согласившись с требованиями истцов, МВД по РИ предъявило встречный иск о признании недействительными удостоверений ветерана боевых действий, выданных истцам и возложении на них обязанности сдать удостоверения в МВД по РИ, как ошибочно выданные.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 22 апреля 2019 года отказано в удовлетворении требований Могушкова М.Г-М, Нальгиева Р.Х, Олигова А.И, Олигова А.И, Пугоева А.С, Пугоева М.А, Мерешкова Б.И, Костоева М.У, Костоева А.Г, Арсаева Б.А, Арапиева Х.-У.О, Плиева И.Х, Евлоева М.З, Оздоева В.М, Чаниева В.С, Нальгиева Б.С, Костоева З.С.-Г. отказано. Встречное исковое заявление МВД по РИ удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пугоева М.А, Нальгиева Б.С. ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных постановлений в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
В целях реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", приказа МВД России от 7 мая 2004 года N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 года N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено, в том числе, рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 года N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 года N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденное приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 года N 201, были внесены изменения, а именно его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена имеющейся у МВД по Республике Ингушетия обязанностью по осуществлению проверки наличия оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведенного выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Рассматривая дело, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для разрешения иска кассаторов Пугоева М.А, Нальгиева Б.С. о признании незаконными решения комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, обстоятельства наличия у них права на получение звания ветерана боевых действий, также соблюдения процедуры выдачи им удостоверения, в частности того, что имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения ими статуса ветерана боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, явились предметом обсуждения и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 12, 57, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении иска кассаторов являются правомерными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы, основаны на правильно примененных нормах законодательства, сомнений в законности не вызывают, не противоречат требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что при получении удостоверения "Ветеран боевых действий" право на получение было признано государством в лице МВД по РИ и оно ими было реализовано, а законодательство не содержит условия повторной проверки принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий и выдачи удостоверения, выводы судов первой и апелляционной инстанций не носят произвольный характер, имеют целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Доводы кассаторов в жалобе по своей сути повторяют доводы правовой позиции истцов, которыми были обоснованы требования и возражения на иск МВД по РИ и доводы апелляционной жалобы, и не могут служить поводом к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ином применении положений законодательства к установленным обстоятельствам дела и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 22 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Камышова
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Р. Нурмухаметова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.