Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного Суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Черчага С.В, Нурмухаметовой Р.Р, с участием прокурора Гаринина Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Владимира Владимировича к Кавказскому управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании служебного контракта заключенным на неопределенный срок, незаконным приказа о расторжении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с федеральной государственной гражданской службы, восстановлении на федеральной государственной службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Соколова Владимира Владимировича на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, объяснения представителей Соколова В.В. Швецова И.Э, действующего на основании ордера N С 185720 от 11 ноября 2020 года и доверенности N 26АА4016016 от 23 июня 2020 года, и Кутько А.Н, действующего на основании доверенности N 26АА4016016 от 23 июня 2020 года, поддержавших кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу представителя Кавказского управления Ростехнадзора Нефедова А.Е, действующего на основании доверенности N 35 от 6 февраля 2020 года, заключение прокурора Гаринина Э.П, полагавшего судебные постановления незаконными и подлежащими отмене, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Соколов В.В. обратился в суд с иском к Кавказскому управлению Ростехнадзора о признании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации N 88 от 25 октября 2018 года заключенным на неопределенный срок, незаконным приказа о расторжении срочного служебного контракта N 491 л/с от 18 декабря 2019 года, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с федеральной государственной гражданской службы с 24 октября 2019 года, восстановлении на федеральной государственной службе на замещаемой должности федеральной государственной службы - заместителя начальника межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 25 октября 2019 года, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 50000 руб.
Обращаясь в суд, Соколов В.В. указал, что с 1996 года работал в Ставропольском округе Госгортехнадзора России в должности государственного инспектора газового надзора. В связи с реорганизацией учреждение имеет название Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. На основании служебного контракта N 47 от 25 октября 2017 года истец был назначен на должность заместителя начальника отдела межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора на срок по 24 октября 2018 года. По истечении срока служебный контракт был заключен на тех же условиях на новый срок - по 24 октября 2019 года. Приказом N 491-л/с от 18 октября 2019 года срочный служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации расторгнут с освобождением истца от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы - заместителя начальника межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора и уволен с федеральной государственной гражданской службы с 24 октября 2019 года по истечении срока действия срочного служебного контракта по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной службе", исключен из реестра федеральных государственных гражданских служащих Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Истец считает, что заключение с ним срочного служебного контракта неоднократно не соответствует требованиям закона, служебный контракт считается заключенным на неопределенный срок. Приказ нанимателя является незаконным, поскольку в нем отсутствуют сведения о том, какой срочный служебный контракт расторгнут с истцом, поскольку после истечения срока служебного контракта от 24 октября 2018 года запись об увольнении в трудовой книжке отсутствует. Неоднократное заключение срочного служебного контракта свидетельствует о заключении служебного контракта на неопределенный срок.
Выплата компенсации за 74 календарных дня неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска не соответствует условиям срочного служебного контракта от 25 октября 2018 года.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований Соколова В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суд от 7 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Соколова В.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как следует из оспариваемых истцом служебных контрактов, государственный гражданский служащий Российской Федерации Соколов В.В. обязался исполнять должностные обязанности заместителя начальника отдела межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора. В реестре должностей федеральной государственной гражданской службы должность, замещаемая гражданским служащим, отнесена к группе "ведущих" должностей государственной гражданской службы, категории "руководители".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что служебные контракты с Соколовым В.В. были заключены согласно нормам Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на срок один год, с учетом категории замещаемой должности гражданской службы и не могли быть заключены на неопределенный срок, у нанимателя имелись предусмотренные законом основания для расторжения срочного служебного контракта, заключенного с Соколовым В.В, процедура увольнения, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для прекращения служебного контракта по указанному основанию, нанимателем была соблюдена, доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях нанимателя нарушений действующего законодательства, ущемляющих законные права истца, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с выводами суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны с существенными нарушениями норм материального права, выразившиеся в следующем.
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 мая 2003года N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статья 25 Федерального закона предусматривает срок действия служебного контракта, в том числе в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".
Федеральный закон под государственными должностями понимает должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (статья 1).
На основании пункта 1 части 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" к должностям гражданской службы категории руководители относятся должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает, что реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (с последующими изменениями) реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и данного Реестра.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Для правильного разрешения спора о законности увольнения государственного гражданского служащего по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в данном случае истца, юридически значимым обстоятельством является установление того, относится ли к категории "руководители" замещаемая истцом должность "заместитель начальника отдела межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора" исходя из классификации должностей гражданской службы в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору межрегионального уровня.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 июля 2020 года отменить и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий Т.В. Камышова
Судьи С.В. Черчага
Р.Р. Нурмухаметова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.