Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В, судей Гареевой Д.Р, Кедриной О.В, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью биотермических ям (скотомогильников), возложении обязанности осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право на биотермические ямы, устранить выявленные нарушения, по кассационной жалобе Правительства Карачаево-Черкесской Республики на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Минеевой В.В, выслушав старшего прокурора пятого отдела (кассационного) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, полагавшего обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с иском с последующим его уточнением к Правительству Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью биотермические ямы, расположенные на территории Прикубанского муниципального района в:
- с. "данные изъяты" (1 км восточнее с. Таллык, географические координаты-44°09?131 долготы и 42°22?134 широты, с биотермической ямой для утилизации биологических отходов, площадью 22 кв.м.);
- с. "данные изъяты"0, 5 км южнее с. Дружбы, географические координаты-44°10?45 долготы и 42°00?34 широты, в.у.м. 525 м, с биотермической ямой для утилизации биологических отходов, площадью 24 кв.м.);
- с. "данные изъяты" (1 км восточнее с. Чапаевское, географические координаты- 42°04?32 долготы и 44°17?10 широты, с биотермической ямой для утилизации биологических отходов, площадью 25 кв.м.);
- с. "данные изъяты" (1 км севернее с. Ильичевское, географические координаты - 44°11?834 долготы и 42°08?957 широты, с биотермической ямой для утилизации биологических отходов, площадью 20 кв.м.);
обязании Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанные биотермические ямы (скотомогильники), обязании Правительства Карачаево-Черкесской Республики устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, обязав организовать мероприятия по консервации биотермических ям (скотомогильников).
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Прикубанского района проведена проверка исполнения требований законодательства в области животноводства, а также законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. В ходе проведенной проверки с 26 апреля по 8 мая 2019 года установлено, что биотермические ямы для утилизации биологических отходов расположены в с. "адрес" в 1 км севернее с. "адрес", площадью 20 кв.м.; в с. "адрес" в 1 км восточнее с. "адрес", площадью 22 кв.м.; в с. "адрес" в 0, 5 км южнее с. "адрес", площадью 24 кв.м.; в с. "адрес" в 1 км восточнее с. "адрес" площадью 25 кв.м. Содержание скотомогильников на указанных территориях не отвечает требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федераций от 4 декабря 1995 года N13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила); территории вокруг биотермических ям в с. "адрес" и с. "адрес" не огорожены, а на огороженных территориях с внутренней стороны забора не выкопаны траншеи глубиной 0, 8 - 1, 4 м, шириной не менее 1, 5 м. с устройством вала из вынутого грунта в с. "адрес" и с. "адрес" (п.5.6, 5.8, 5.10 Ветеринарно-санитарных правил). Кроме того, все скотомогильники не имеют удобных подъездных путей, над ямами отсутствуют навесы и помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Кроме того, вышеуказанные скотомогильники на балансе Прикубанского муниципального района и соответствующих сельских поселений не числятся, права на скотомогильники не зарегистрированы. Сведений о том, что вышеуказанные скотомогильники состоят на чьем-либо балансе, о регистрации прав на них в ЕГРП у контролирующих органов отсутствуют. Отсутствие собственников вышеуказанных скотомогильников влечет невозможность обеспечения их сохранности, а соответственно, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды.
Бесхозяйные скотомогильники создают угрозу распространения сибирской язвы и могут негативно повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Решением Прикубанского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 января 2020 года исковые требования прокурора Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики удовлетворены.
Определением от 30 июля 2020 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле привлечены в качестве ответчика Правительство Карачаево-Черкесской Республики, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республики.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево - Черкесской Республики от 26 августа 2020 года решение Прикубанского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 января 2020 года отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования прокурора Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство Карачаево-Черкесской Республики просит об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 2 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьи 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", статей 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении гражданского дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, указал на то, что биотермические ямы (скотомогильники) являются объектами недвижимости, требующими соблюдения ветеринарно-санитарных правил, установления санитарно-защитной зоны, осуществления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий; Управлением Ветеринарии по Карачаево-Черкесской Республике данные объекты поставлены на учет как скотомогильники с присвоением им индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарной карточки; поскольку данные объекты не подлежат приватизации, а осуществление указанных мер является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, спорные объекты должны находиться в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики, на территории которой они расположены. В этой связи суд пришел к выводу, что именно Правительство Карачаево- Черкесской Республики
должно осуществить мероприятия по принятию скотомогильника в собственность субъекта, организовать мероприятия по консервации скотомогильника, а действия по постановке на кадастровый учет и по регистрации права на биотермические ямы (скотомогильники) должны быть выполнены Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
В целом, доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и сводятся к переоценке всех имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, принятого по данному делу.
В силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать, представленные сторонами доказательства.
При таких обстоятельствах, обжалуемое апелляционное определение сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий Минеева В.В.
Судьи Гареева Д.Р.
Кедрина О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.