Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Усмановой Г.Ф.
судей Росиной Е.А, Ошхунова З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алхасовой Раисат Магомедшафиевны к АО "АльфаСтрахование" о взыскании пени за просрочку выплаты страхового возмещения, финансовой санкции за несоблюдение срока направления мотивированного отказа, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ответчика АО "АльфаСтрахование" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июля 2020 года, Заслушав доклад судьи Росиной Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алхасова Р.М. обратилась в суд с иском к АО "АльфаСтрахование" о взыскании неустойки и финансовой санкции. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ в результате дорожно-транспортного происшествия погиб ФИО3 На момент ДТП ФИО3 являлся пассажиром автобуса. Перевозчик застраховал свою ответственность в страховой компании АО "АльфаСтрахование". ДД.ММ.ГГГГ АО "АльфаСтрахование" от истца ФИО1 получены необходимые документы для осуществления страховой выплаты. ДД.ММ.ГГГГ с просрочкой 29 дней АО "АльфаСтрахование" произвело ФИО1 выплату страховой суммы в размере 2 000 000 рублей. Просила суд взыскать в ее пользу с ответчика АО "АльфаСтрахование" пеню за просрочку выплаты страхового возмещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 580 000 рублей, финансовую санкцию за несоблюдение срока направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 580 000 рублей, финансовую санкцию за несоблюдение срока направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 000 рублей, расходы по оплате услуг нотариуса в размере 700 рублей и компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решением Советского районного суда г. Махачкала Республики Дагестан от 27 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований Алхасовой Р.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июля 2020 в части отказа в удовлетворении исковых требований Алхасовой Р.М. к АО "АльфаСтрахование" о взыскании неустойки (пени), компенсации морального вреда и судебных расходов отменено. В отмененной части принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. В пользу истца Алхасовой Р.М. взыскана сумма неустойки в размере одного процента от несвоевременно выплаченной суммы страхового возмещения за каждый день просрочки в размере 580 000 рублей, возмещение морального вреда в размере 1 000 рублей, расходы на нотариальное оформление доверенности в размере 200 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Алхасовой Р.М. о компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Полномочным представителем ответчика АО "АльфаСтрахование" по доверенности ФИО4 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения. В обоснование жалобы кассатор указывает на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
В соответствии со 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона N 67-ФЗ от 14 июня 2012 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненном при перевозках метрополитеном", и исходил из установления факта соблюдения ответчиком срока осуществления страховой выплаты.
Отменяя решение суда и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции указал на неверное толкование судом первой инстанции норм материального права, а также на непредставление ответчиком доказательств, свидетельствующих о наличии нескольких выгодоприобретателей и о распределении страхового возмещения между ними.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненном при перевозках метрополитеном" страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение или направить ему мотивированный отказ в течение тридцати календарных дней со дня получения страховщиком всех документов, которые ему должны быть представлены в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" в случае причинения вреда жизни потерпевшего страховщик после получения письменного заявления первого выгодоприобретателя о выплате страхового возмещения не производит такую выплату в течение тридцати календарных дней со дня предъявления этого требования. По истечении указанного срока страховщик производит выплату страхового возмещения выгодоприобретателям, которые в указанный срок подали заявления и представили все предусмотренные настоящим Федеральным законом документы, не позднее установленного в ч. 5 ст. 14 настоящего Федерального закона срока.
Таким образом, применительно к правоотношениям по выплате страхового возмещения в случае смерти пассажира, правило о тридцатидневном сроке выплаты страхового возмещения действует следующим образом: страховщик производит выплату страхового возмещения в течение 30 дней после истечения тридцатидневного срока со дня получения письменного заявления первого выгодоприобретателя о выплате страхового возмещения.
Это правило гарантирует интересы иных выгодоприобретателей на получение соответствующей доли страхового возмещения и позволяет им обратиться с соответствующими заявлениями в этот период.
По истечении 30-дневного моратория страховщик производит выплату страхового возмещения всем выгодоприобретателям, которые подали заявления и представили необходимые документы, в течение установленного п. 5 ст. 14 Закона срока - 30 календарных дней с момента получения страховщиком всех документов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 67-ФЗ выгодоприобретателем является потерпевший либо в случае его смерти лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц - супруг, родители, усыновители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение потерпевшего - лица, фактически понесшие такие расходы (пункт 8 статьи 3);
В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" если в случае причинения вреда жизни потерпевшего право на получение страхового возмещения имеют несколько выгодоприобретателей, сумма этого возмещения распределяется между ними следующим образом:
лицо, понесшее расходы на погребение, имеет право на выплату ему части страхового возмещения, равной фактически понесенным и документально подтвержденным необходимым для погребения потерпевшего расходам, но не более чем двадцать пять тысяч рублей;
оставшаяся после возмещения указанных в пункте 1 настоящей части расходов на погребение и выплаты предварительной выплаты (если такая выплата осуществлялась) часть страхового возмещения распределяется поровну между всеми выгодоприобретателями, за исключением выгодоприобретателя, вследствие умысла которого наступил страховой случай.
По смыслу действующего законодательства, в случае причинения вреда жизни потерпевшего правом на получение страхового возмещения обладает ряд лиц, для установления которых законодателем и введен 30-дневный мораторий на страховую выплату.
Указанные нормы материального права к возникшим правоотношениям не применены, что привело к нарушению судом апелляционной инстанции процессуальных норм и возложению на ответчика обязанности по доказыванию наличия иных выгодоприобретателей на дату подачи заявления первым выгодоприобретателем.
При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным, без его отмены невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июля 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Усманова Г.Ф.
Судьи Росина Е.А.
Ошхунов З.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.