Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Хабибова И.Г., действующего в интересах федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, на постановление судьи Свердловского районного суда г. Белгорода от 19 июня 2019 года и решение судьи Белгородского областного суда от 29 июля 2019 года, вынесенные в отношении федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением Свердловского районного суда г. Белгорода от 19 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Белгородского областного суда от 29 июля 2019 года, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Хабибов И.Г. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ) предусмотрено, что на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В силу п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подп. 1); незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (подп.7).
Согласно п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России принадлежит на праве оперативного управления объект культурного наследия регионального значения "Здание, где размещалась 51-я артиллерийская бригада, солдаты которой в 1905 году поддерживали бастующих железнодорожников и польский запасной полк, принимавший участие в 1917 году в борьбе за советскую власть в городе Белгороде", расположенный по адресу: "адрес"), принятый на государственную охрану решением исполнительного комитета Белгородского областного Совета народных депутатов "Об утверждении дополнительного списка памятников истории и культуры, взятых под государственную охрану" от 28 августа 1986 года N386, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 7 октября 2015 года N6110-р данному объекту присвоен регистрационный N.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области проведена проверка соблюдения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России требований к сохранению, содержанию и использованию названного объекта культурного наследия регионального значения, по результатам которой 28 февраля 2019 года установлено, что учреждение в нарушение требований п.1 ст.27, п.1 ст.47.2, подп. 1, 7 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ содержит его в неудовлетворительном состоянии, объект нуждаются в проведении работ по его сохранению. Так, на здании отсутствует информационная надпись. Цоколь здания кирпичный, отштукатурен и окрашен, зафиксированы трещины и локальная утрата отделочного слоя, обширные следы замокания. На стенах зафиксирована локальная утрата покрасочного слоя и нарушение целостности кирпича. На крыше стропила и обрешетка деревянные, наблюдаются следы замокания. Внешнее декоративное убранство здания имеет трещины, утрату покрасочного слоя и нарушение целостности кирпича, обширные следы замокания. Внутренние помещения и перекрытия находятся в неудовлетворительном состоянии, зафиксированы трещины, обширные следы замокания, биопоражения, утрата отделочного слоя, локальная утрата напольного покрытия. Состояние оконных блоков неудовлетворительное, имеются следы замокания, биопоражения, трещины, утрата отделочного слоя. Лестницы, подвальные помещения находятся в неудовлетворительном состоянии. На главном фасаде здания без согласования с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области установлен кондиционер, искажающий облик объекта.
При этом у учреждения имелась возможность для соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но все зависящие от него меры по соблюдению этих требований им приняты не были.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 17 мая 2019 года, актом проверки от 28 февраля 2019 года, актом технического состояния объекта культурного наследия от 28 февраля 2019 года, фотоматериалом и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России правильно квалифицировано по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о том, что учреждение является ненадлежащим субъектом привлечения к административной ответственности, несостоятельны.
В силу вышеприведенных норм и устава учреждение обязано осуществлять надлежащим образом права владения и пользования предоставленным имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Свердловского районного суда г. Белгорода от 19 июня 2019 года и решение судьи Белгородского областного суда от 29 июля 2019 года, вынесенные в отношении федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Хабибова И.Г, действующего в интересах федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.