Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Хабибова И.Г., действующего в интересах федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, на постановление консультанта территориального отдела N34 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно - технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 10 января 2020 года, решение судьи Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25 марта 2020 года (с учетом определения об исправлении описки от 17 июля 2020 года) и решение судьи Московского областного суда от 6 августа 2020 года, вынесенные в отношении федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.19 Закона Московской области от 4 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях"
установил:
постановлением консультанта территориального отдела N34 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно - технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 10 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25 марта 2020 года (с учетом определения об исправлении описки от 17 июля 2020 года) и решением судьи Московского областного суда от 6 августа 2020 года, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.19 Закона Московской области от 4 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе и дополнении к ней, поданных в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Хабибов И.Г. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.19 Закона Московской области от 4 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нарушение требований при монтаже и эксплуатации оборудования детских, игровых и спортивных площадок, в том числе отсутствие необходимой документации на оборудование, несоблюдение норм безопасности при монтаже оборудования, непроведение периодических осмотров и технического обслуживания оборудования и его элементов в установленные сроки, невыполнение требований по информационному обеспечению безопасности эксплуатации оборудования детских, игровых и спортивных площадок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.5 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон Московской области от 30 декабря 2014 года N 191/2014-ОЗ) собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве.
В силу ст. 12 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 191/2014-ОЗ обязательный перечень элементов благоустройства территории на детской площадке включает: информационные стенды (таблички), резиновые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с газоном, озеленение, игровое оборудование, скамьи и урны, осветительное оборудование (ч.10). Мягкие виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) предусматриваются на детской площадке в местах расположения игрового оборудования (ч.11). Осветительное оборудование должно функционировать в режиме освещения территории, на которой расположена площадка. Не допускается размещение осветительного оборудования на высоте менее 2, 5 м. (ч.15). На площадках устанавливаются информационные стенды (таблички), содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, службы эксплуатации для сообщения о неисправности и поломке оборудования информация о запрете выгула домашних животных на площадке, о лице, эксплуатирующем оборудование площадки (ч.16). В целях обеспечения безопасности людей, в том числе детей, площадки должны быть отгорожены от транзитного пешеходного движения, проездов, разворотных площадок, гостевых стоянок, контейнерных площадок, мест, предназначенных для размещения транспортных средств (ч.19). Элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (заусенцев, отщепов, сколов и т.п.). Не допускается наличие гниения основания деревянных опор и стоек (ч.28). Не допускается отсутствие деталей оборудования и наличие механических повреждений (дефектов/неисправностей) элементов оборудования. Не допускается чрезмерный износ подвижных частей оборудования. Крепления подвесных элементов оборудования должны быть надежно зафиксированы.
Элементы оборудования (комплектующие), подлежащие периодическому обслуживанию или замене (например, подшипники), должны быть защищены от несанкционированного доступа (ч. 31). Не допускается наличие выступающих частей фундаментов, арматуры и элементов крепления (ч.32).
В соответствии со ст.45 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 191/2014-ОЗ лицо, эксплуатирующее площадку, является ответственным за состояние и содержание оборудования и покрытия площадки (контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт), наличие и состояние документации и информационное обеспечение безопасности площадки (ч.10). Территория площадки и прилегающая территория ежедневно очищаются от загрязнений и посторонних предметов. Своевременно производится обрезка деревьев, кустарника и скос травы (ч.12). В случае, если лицо, эксплуатирующее площадку, отсутствует, контроль за техническим состоянием оборудования и покрытия площадки, техническим обслуживанием и ремонтом, наличием и состоянием документации и информационным обеспечением безопасности площадки осуществляет правообладатель земельного участка, на котором она расположена (ч.11). На площадке и прилегающей к ней территории не должно быть загрязнений или посторонних предметов, о которые можно споткнуться и/или получить травму (ч.15).
В соответствии со ст. 56 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 191/2014-ОЗ юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области (часть 1). Границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания, сооружения, а также прилегающей территории, установленной правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с требованиями названного Закона (часть 2).
Согласно ч.19 ст.15 Правил благоустройства территории Наро-Фоминского городского округа, утвержденных решением Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от 2 апреля 2019 года N 11/33 (далее - Правила благоустройства территории Наро-Фоминского городского округа), в целях обеспечения безопасности людей, в том числе детей, площадки должны быть отгорожены от транзитного пешеходного движения, проездов, разворотных площадок, гостевых стоянок, площадок для установки мусоросборников, контейнерных площадок, мест, предназначенных для размещения транспортных средств.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 38 808 кв.м. по адресу: "адрес", военный городок N, перед домом N, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и состоящем на учете в ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, расположена детская игровая площадка и детские игровые элементы. 12 ноября 2019 года в 10 час. 50 мин. в ходе осмотра детской игровой площадки выявлены нарушения требований ст.ст. 12, 45 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 191/2014-ОЗ, ч.19 ст.15 Правил благоустройства территории Наро-Фоминского городского округа, выразившиеся в отсутствии информационного стенда (таблички), осветительного оборудования. Вблизи детских игровых элементов отсутствуют мягкие виды покрытия. У качелей-балансира отсутствуют амортизирующие части. Детские качели оборудованы жесткими подвесными элементами. Деревянные части детских игровых элементов имеют механические повреждения, сколы, заусенцы. Лакокрасочное покрытие игровых элементов нарушено, местами полностью отсутствует. Над поверхностью земли выступает металлическая основа и перемычки качелей. Вблизи игровых элементов находятся оставшиеся металлические стойки скамеек с перекладинами для крепления с острыми углами. Территория детской площадки не огорожена от придомового проезда, мест стоянки транспортных средств и не убрана от опавшей листвы, мелкого мусора.
При этом у учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но все зависящие от него меры по соблюдению этих требований им приняты не были.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением по делу об административном правонарушении от 19 декабря 2019 года, актом осмотра от 12 ноября 2019 года и фотоматериалом к нему, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30 апреля 2019 года и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России правильно квалифицировано по части 1 статьи 6.19 Закона Московской области от 4 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Доводы заявителя о том, что учреждение является ненадлежащим субъектом привлечения к административной ответственности, несостоятельны.
Из материалов дела следует, что указанный земельный участок находится в ведении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России. Данных о том, что детская игровая площадка с игровым оборудованием передана иным лицам, материалы дела не содержат. В силу вышеприведенных норм и устава учреждение обязано осуществлять надлежащим образом права владения и пользования предоставленным имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.19 Закона Московской области от 4 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 6.19 Закона Московской области от 4 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление консультанта территориального отдела N34 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно - технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 10 января 2020 года, решение судьи Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25 марта 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 6 августа 2020 года, вынесенные в отношении федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.19 Закона Московской области от 4 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" оставить без изменения, жалобу защитника Хабибова И.Г, действующего в интересах федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.