Председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции Подкопаев Н.Н., рассмотрев жалобу защитника Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" Зацаренко А.О. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи 99 судебного участка Красногорского судебного района Московской области от 21 ноября 2019 года, решение судьи Красногорского городского суда Московской области от 10 марта 2020 года, вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи 99 судебного участка Красногорского судебного района Московской области от 21 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Красногорского городского суда Московской области от 10 марта 2020 года, Государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор" (далее ГБУ МО "Мосавтодор", учреждение) признано виновным и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе защитник ГБУ МО "Мосавтодор" Зацаренко А.О. просит отменить состоявшиеся решения, мотивируя тем, что порядок привлечения учреждения к административной ответственности нарушен.
Рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный названным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ, от 28 декабря 2013 г. N 383-ФЗ, от 22 декабря 2014 г. N 437-ФЗ, от 3 августа 2018 г. N 298-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела) административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса.
В обоснование выводов о виновности ГБУ МО "Мосавтодор" в неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный названным Кодексом, суд сослался на постановление ТО N 25 ТУ Госадмтехнадзора МО N 25/1501/56 от 11 июня 2019 года о привлечении ГБУ МО "Мосавтодор" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ от 4 мая 2016 года "Кодекс Московской области об административных правонарушениях (л.д. 18).
Указанное постановление получено учреждением 11 июня 2019 года, о чем свидетельствуют сопроводительное письмо (л.д. 19), лист согласования и карточка регистрации документа (л.д.24-25).
Отсрочка (рассрочка) исполнения постановления о наложении административного штрафа ГБУ МО "Мосавтодор" не предоставлялись.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 11 сентября 2019 года консультантом территориального отдела N 25 Территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области в отношении ГБУ МО "Мосавтодор" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 2).
Протокол об административном правонарушении N 25/1501/56/1 составлен должностным лицом в отсутствие законного представителя учреждения, со ссылкой на надлежащее уведомление от 5 сентября 2019 года за номером 6Исх-ТО25-31335.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что физическое лицо или законный представитель юридического оица, в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что 5 сентября 2019 года начальником отдела - старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области составлено уведомление о вызове законного представителя ГБУ МО "Мосавтодор" к 15 час. 30 мин. 11 сентября 2019 года для составления протокола об административном правонарушении по делу об административном правонарушении N 25/1501/56 в территориальный отдел N 25 Госадмтехнадзора Московской области (л.д. 8-9).
Между тем, в материалах дела отсутствуют данные о направлении или вручении указанного уведомления или иного извещения законного представителя учреждения о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отклоняя доводы стороны защиты о незаконном составлении протокола об административном правонарушении, судья городского суда указал, что о дате и месте составления протокола об административном правонарушении ГБУ МО "Мосавтодор" извещен надлежащим образом "заказным письмом, телефонограммой". Вместе с тем указанные доказательства материалы дела не содержат.
Допущенные нарушения закона, по данному делу, а именно, положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем полном и объективном исследовании всех обстоятельств по делу, лишают возможности принять по жалобе какое-либо решение, поскольку приведённые выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, требуют проверки и оценки при рассмотрении дела в судебном заседании. Выявленные нарушения при рассмотрении данного дела судом являются существенными, а потому решение, принятое судьей Красногорского городского суда Московской области от 10 марта 2020 года не может быть признано законными и обоснованными, в связи с чем подлежит отмене.
Данное дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Красногорский городской суд Московской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведённые доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, председатель суда
постановил:
решение судьи Красногорского городского суда Московской области от 10 марта 2020 года, вынесенное в отношении Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Красногорский городской суд Московской области на новое рассмотрение.
Председатель суда Н.Н. Подкопаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.