Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего на основании ордера в интересах ФИО7, на вступившие в законную силу постановление судьи Серпуховского городского суда Московской области от 25 февраля 2020 года, решение судьи Московского областного суда от 15 апреля 2020 года, вынесенные в отношении ФИО6 (далее по тексту - Кошаев Р.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением судьи Серпуховского городского суда Московской области от 25 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 15 апреля 2020 года, Кошаев Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. В целях исполнения назначенного административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации к Кошаеву Р. применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения его в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД Российской Федерации по городскому округу Егорьевск Московской области.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, с учетом ее дополнения, защитник Кошаев Р. - Мантышев А.Х. просит изменить вынесенные в отношении Кошаева Р. судебные акты путем исключения назначенного административного наказания в виде административного принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кошаева Р. к административной ответственности) уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 25 февраля 2020 года в 12 часов 00 минут по адресу: "адрес", был выявлен гражданин Республики Туркменистан Кошаев Р, который, будучи привлеченным вступившим в законную силу 22 ноября 2019 года постановлением Серпуховского городского суда Московской области от 11 ноября 2019 года к административной ответственности по части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда, уклонился от выезда за пределы Российской Федерации с 28 ноября 2019 года, то есть, уклонился от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Таким образом, действия Кошаева Р. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Кошаева Р. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения Кошаева Р. к административной ответственности соблюден.
Наказание Кошаеву Р. в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации назначено судьей в пределах санкции части 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление судьи городского суда, с которым согласился судья Московского областного суда, в части назначения дополнительного наказания в виде административного принудительного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Кошаеву Р. этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений. Оснований для изменения постановления в части исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения не имеется.
Оснований для применения подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" не имеется, поскольку обжалуемое постановление судьей принято до 15 марта 2020 года - периода, с начала которого не принимаются решения об административном принудительном выдворении за пределы Российской Федерации.
Вместе с тем, по настоящему делу имеются основания для изменения судебного постановления в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение определяется как принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Часть 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, которое заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность и никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей (часть первая статьи 9); при этом каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно (часть четвертая статьи 9); каждое государство, участвующее в данном Пакте, обязуется развивать возможности судебной защиты (пункт "b" части третьей статьи 2).
В Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации указал со ссылкой на статью 22 Конституции России о праве на свободу и личную неприкосновенность, что содержание под стражей лица с целью его выдворения из Российской Федерации требует судебного решения, если срок содержания превышает 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и при условии, что без такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено. Судебное решение призвано гарантировать лицу защиту не только от произвольного продления срока задержания сверх 48 часов, но и от неправомерного задержания как такового, поскольку суд в любом случае оценивает законность и обоснованность применения задержания к конкретному лицу. Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что задержание на неопределенный срок составляло бы недопустимое ограничение права на свободу и превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции.
Из материалов дела следует, что Кошаев Р. на основании постановления судьи Серпуховского городского округа Московской области от 25 февраля 2020 года содержится в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД Российской Федерации по городскому округу Егорьевск Московской области более 9 месяцев.
В связи с тем, что содержание в Центре временного содержания иностранных граждан, при условии, что максимальное наказание в виде лишения свободы (ареста) за административное правонарушение согласно действующему Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 30 дней (статья 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не должно иметь карательный характер и должно сопровождаться адекватными гарантиями, в целях соблюдения баланса частных интересов и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и публичных интересов государства, постановление судьи Серпуховского городского округа Московской области от 25 февраля 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 15 апреля 2020 года подлежат изменению путем отмены примененной в отношении Кошаева Р. меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения его в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД Российской Федерации по городскому округу Егорьевск Московской области.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Серпуховского городского суда Московской области от 25 февраля 2020 года, решение судьи Московского областного суда от 15 апреля 2020 года, вынесенные в отношении ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Отменить меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения Кошаева Рустама в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД Российской Федерации по городскому округу Егорьевск Московской области.
Кошаева Рустама из Центра временного содержания иностранных граждан ОМВД Российской Федерации по городскому округу Егорьевск Московской области освободить.
В остальной части постановление судьи Серпуховского городского суда Московской области от 25 февраля 2020 года, решение судьи Московского областного суда от 15 апреля 2020 года оставить без изменения.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.