Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Беляева В.Г., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск", на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника территориального отдела N16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно - технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 8 ноября 2019 года, решение судьи Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 7 июля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск" (далее - ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя начальника территориального отдела N16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно - технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 8 ноября 2019 года N16/1243/132Э ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.
Решением судьи Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей. В остальной части указанный акт составлен без изменения.
Решением судьи Московского областного суда от 7 июля 2020 года состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Беляев В.Г. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п.п.1, 3 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п.2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3).
Согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Подпунктом "б" пункта 10 Правил предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется, в числе прочего, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Согласно п.8.2.5 "СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии с п.2.4 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утвержденного распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 года N 350-РВ (далее - Порядок), накопление ТКО на придомовой территории МКД осуществляется с использованием контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, в том числе раздельного накопления ТКО. На придомовой территории МКД не допускается устанавливать контейнеры вне контейнерной площадки.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что накопление ТКО, образующихся на территориях садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и индивидуального жилищного строительства (далее - частные домовладения), осуществляется в индивидуальные контейнеры, контейнеры, находящиеся на оборудованной контейнерной площадке, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и проектом межевания территории в границах частных домовладений согласно СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", с учетом требований к контейнерам и требований к накоплению ТКО, в том числе их раздельному накоплению, установленных названным Порядком.
В соответствии с п.2.9 Порядка раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
В силу п.2.10 Порядка раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО.
В соответствии с п.2.12 Порядка организация раздельного накопления ТКО на территории Московской области осуществляется с помощью двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, при которой сухие отходы размещаются в одном контейнере с синей цветовой индикацией. Смешанные отходы размещаются в контейнере с серой цветовой индикацией.
Согласно п.3.8 Порядка контейнер для смешанных отходов имеет маркировку, соответствующую разработанному единому стандарту оформления системы раздельного накопления ТКО на территории Московской области согласно приложению (далее - Стандарт РСО), с содержанием информации о видах ТКО, подлежащих накоплению в соответствующем контейнере.
В соответствии с п.3.10 Порядка контейнеры, предназначенные для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, должны содержаться в исправном состоянии.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на территории Раменского городского округа Московской области ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" является региональным оператором по обращению с ТКО.
21 октября 2019 года в 10 час. 36 мин. в ходе проведения должностным лицом территориального отдела N16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области осмотра места сбора ТКО на контейнерной площадке, расположенной в районе "адрес" "адрес", установлено нарушение ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" требований в области охраны окружающей среды при обращении с ТКО, а именно: в нарушение статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ, п. 4, подп. "б" п.10 Правил, п.8.2.5 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10, п.п.2.4, 2.5, 3.8, 3.10 Порядка, п.п. 5.1.14, 5.1.16, 5.1.17 соглашения между министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года, части 3 актуализированной Генеральной схемы санитарной очистки территории Раменского городского округа 3 серых контейнера для сбора ТКО размещены вне территории оборудованной контейнерной площадки, расположенной по вышеуказанному адресу по координатам: 55, 509103, 38.177610 и размещенной в соответствии с согласованной региональным оператором и администрацией Раменского муниципального района Генеральной схемой санитарной очистки территории Раменского городского округа. На 3 серых контейнерах отсутствует маркировка, соответствующая разработанному единому стандарту оформления системы раздельного накопления ТКО на территории Московской области, с содержанием информации о видах ТКО, подлежащих накоплению в соответствующем контейнере.
Приведенные обстоятельства явились основанием для составления 6 ноября 2019 года в отношении "ЭкоЛайн-Воскресенск" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица административного органа от 8 ноября 2019 года к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи городского и областного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с состоявшимися по делу актами не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества правильно квалифицировано по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу с учетом санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника территориального отдела N16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно - технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 8 ноября 2019 года, решение судьи Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 7 июля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Беляева В.Г. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.