Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу главы администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области Шестакова А.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора города Мценска и Мценского района Орловской области по пожарному надзору от 14 апреля 2020 г., решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 25 июня 2020 г. и решение судьи Орловского областного суда от 31 августа 2020 г., вынесенные в отношении главы администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области Шестакова А.А. (далее - Шестаков А.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя государственного инспектора города Мценска и Мценского района по пожарному надзору ФИО1 от 14 апреля 2020 г. N, оставленным без изменения решением судьи Мценского районного суда Орловской области от 25 июня 2020 г. и решением судьи Орловского областного суда от 31 августа 2020 г, глава администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области Шестаков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области Шестаков А.А. просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Распоряжением Правительства Орловской области от 27 марта 2020 г. N, постановлением администрации Мценского района от 27 марта 2020 г. N на территории Мценского района с 28 марта 2020 г. до особого распоряжения о его отмене был установлен особый противопожарный режим.
В соответствии с данными распоряжением и постановлением главой администрации Высокинского сельского поселения введен особый противопожарный режим (постановление от 30 марта 2020 г. N).
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 17 (1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 (далее также - Правила противопожарного режима) правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Пунктом 19 Правил противопожарного режима запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
На землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений и городских округов (пункт 74 указанных Правил)
Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты (пункт 77 указанных Правил).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах обеспечивается путем выполнения первичных мер пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, на основании задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования территорий от 14 апреля 2020 г. врио заместителя начальника главного управления МЧС России по Орловской области - начальника УНДиПР ФИО2 от 14 апреля 2020 г. N проведен осмотр (обследование) территории по маршруту: "адрес"
В результате выявленных нарушений в отношении главы администрации Высокинского сельского поселения Шестакова А.А. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому 14 апреля 2020 г..в период с 10 часов 20 минут по 12 часов 02 минуты в районе "адрес" глава администрации Высокинского сельского поселения Шестаков А.А. в условиях действия особого противопожарного режима, введенного Распоряжением Правительства Орловской области от 27 марта 2020 г..N-р, постановлением администрации Мценского района от 27 марта 2020 г..N, нарушил требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г..N 390 "О противопожарном режиме", Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 22 июля 2008 г..N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно: не осуществлен регулярный покос травы в границах территории населенного пункта - напротив домов "адрес" в непосредственной близости "адрес", в нарушение пункта 17.1 Правил противопожарного режима, пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ, статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г..N 123-ФЗ; допустил разведение костров, а также неконтролируемое сжигание мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов на землях общего пользования - напротив "адрес", напротив "адрес" Не установилместо и (или) способ для разведения костров, а также сжигание мусора, травы, листвы иных отходов, материалов, чем нарушены пункты 74, 77 Правил противопожарного режима, пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ, статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г..N 123-ФЗ; допустил свалку горючих (деревянных) строительных отходов на "адрес", а именно в "данные изъяты" правее от фасада здания администрации Высокинского сельского поселения и
напротив домов "адрес" в нарушение пунктов 19, 77 Правил противопожарного режима, пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ, статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г..N 123-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: рапортами на имя начальника ОНД и ПР по городу Мценску и Мценскому району об обнаружении неконтролируемого горения сухой травы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-26); актом осмотра, обследования территории по плановому (рейдовому) заданию от ДД.ММ.ГГГГ N с фототаблицей и план-схемой к нему (л.д. 28-33) и другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, установленные по делу фактические обстоятельства, образуют в отношении главы администрации Высокинского сельского поселения Шестакова А.А. объективную сторону состава административного правонарушения по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что как глава администрации Высокинского сельского поселения Мценского района, Шестаков А.А. не является субъектом административного правонарушения, был предметом исследования и оценки судов нижестоящих инстанций. Данному доводу дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Нельзя признать обоснованными и доводы жалобы о не разъяснении субъекту административного правонарушения его прав ввиду следующего.
Материалы дела свидетельствуют, что Шестакову А.А. при составлении протокола об административном правонарушении разъяснены процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем имеется его подпись в соответствующей графе протокола (л.д. 16).
При назначении наказания главе администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Шестакову А.А. по данному делу об административном правонарушении, положения ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Остальные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебными инстанциями, и не опровергают ответственность главы администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области Шестакова А.А. за вмененный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Шестакова А.А. к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Мценска и Мценского района Орловской области по пожарному надзору от 14 апреля 2020 г, решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 25 июня 2020 г. и решение судьи Орловского областного суда от 31 августа 2020 г, вынесенные в отношении главы администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области Шестакова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области Шестакова А.А. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.