Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу директора общества с общества с ограниченной ответственностью "Грани" (далее ООО "Грани", Общество) ФИО4. на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 12 марта 2020 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 18 июня 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Грани" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением судьи Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 12 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 18 июня 2020 года, ООО "Грани" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей с конфискацией предмета правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор Общества ФИО5 ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и прекращении производства по делу ввиду отсутствия события вменяемого правонарушения. В доводах жалобы ссылается на то, что та продукция, которую изготавливает ООО "Грани" с точки зрения Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Федеральный закон N 171-ФЗ) не относится к спиртосодержащим медицинским изделиям, поскольку выпускается в твердой форме, а также к спиртосодержащей продукции из-за невозможности определения содержания этилового спирта в готовой продукции. В своих доводах также ссылается на то, что деятельность ООО "Грани" не подпадает под действие закона N 171-ФЗ, так как это подтверждается многочисленными нормативными актами, а также разъяснениями Федеральной службы по урегулированию алкогольного рынка.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Грани" к административной ответственности) нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, что непосредственно изложено в пункте 2 статьи 1 данного Закона.
Пунктом 3 данной статьи Федерального закона N 171-ФЗ регламентированы сферы деятельности, на которые его действие не распространяется, в том числе на обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих лекарственных препаратов, что опровергает доводы жалобы в указанной части.
Лица, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны установить ЕГАИС и фиксировать информацию об объеме закупки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и этилового спирта (организации и индивидуальные предприниматели, использующие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанола) и этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий) (абзац 21 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО "Грани" к административной ответственности на основании статьи 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы о деятельности Общества, выразившиеся в закупке за период с 01 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. ООО "Грани" фармацевтической субстанции спирта этилового (этанол) - этилового спирта, раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм, 70% без учета фармацевтической субстанции спирта этилового (этанол) в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) с применением автоматическими средствами измерения и учета (АСИиУ), технических средств; в использовании в период с 18 марта 2019г. по 30 июня 2019 г. закупленной фармацевтической субстанции спирта этилового (этанол) - этилового спирта, раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм, 70 % в производстве медицинских изделий - спиртовых антисептических салфеток из нетканого материала без учета использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанол) в ЕГАИС с применением технических средств.
При этом судебными инстанциями достоверно установлен факт нарушения ООО "Грани" требований Федерального закона N 171-ФЗ, статья 8 которого прямо закрепляет обязанность оснащения техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему основного технологического оборудования и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьями районного и областного судов.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы автора жалобы основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не являются.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Грани" к административной ответственности соблюдены. При рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, из положений части 3 статьи 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что, если санкция статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.
В силу части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Применительно к категории дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такое основание (исключение) предусмотрено как частью 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и Федеральным законом N 171-ФЗ, согласно которому в указанных в пункте 1 статьи 25 названного закона случаях этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные), основное технологическое оборудование, автомобильный транспорт признаются находящимися в незаконном обороте, поэтому подлежат изъятию.
Следовательно, конфискация орудий совершения и (или) предметов административных правонарушений, находящихся в незаконном обороте, не подлежит применению даже в том случае, когда она предусмотрена санкцией соответствующей статьи в качестве безальтернативного (обязательного) дополнительного административного наказания.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда, решение судьи областного суда подлежат изменению путем замены указания на конфискацию арестованной в соответствии с протоколом ареста продукции -этилового спирта указанием на изъятие данной продукции с ее последующим уничтожением в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 12 марта 2020 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 18 июня 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Грани" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: заменить указание на конфискацию предмета правонарушения указанием на его изъятие с последующим уничтожением в установленном порядке. В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, жалобу директора общества с общества с ограниченной ответственностью "Грани" - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.