Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 18 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" о возложении обязанности выдать военный билет, к ФКУ "Военный комиссариат "адрес"" о признании незаконным приказа начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королёв и Мытищинскому району от 06 ноября 2015 года N N "О присвоении воинского звания "рядовой" гражданам, не имеющим воинского звания при постановке их на воинский учет граждан, пребывающих в запасе", в части зачисления в запас решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королёв и Мытищинскому району, с присвоением звания "рядовой" ФИО1
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании приказа начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району ФИО7 от 06 ноября 2015 года N "О присвоении воинского звания "рядовой" гражданам, не имеющим воинского звания при постановке их на воинский учет граждан, пребывающих в запасе", в части зачисления в запас решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району, с присвоением звания "рядовой" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и понуждении ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" выдать военный билет.
Требования обоснованы тем, что ФИО1 состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата "адрес" Республики Мордовия (далее - ОВК "адрес" Республики Мордовия) со 02 февраля 2005 года, получил прописное свидетельство - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу N. В период дневной формы обучения в ГОУВПО "Московский государственный университет леса", расположенном в г. Мытищи с 14 сентября 2006 года по 11 июля 2011 года состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата г. Мытищи Московской области, откуда, 11 июля 2011 года снялся с воинского учета, личное дело призывника на руки не получал. 18 июля 2011 года принят на военный учет по месту регистрации в военном комиссариате Зубово-Полянского района Республики Мордовия, о чем свидетельствуют штампы в прописном свидетельстве. В 2011 года дважды обращался к сотрудникам ОВК Зубово-Полянского района Республики Мордовия с вопросом о призыве на срочную военную службу, на что получил ответы, что его вызовут по повестке, когда поступит личное дело призывника с военного комиссариата г. Мытищи Московской области.
Однако, в период с 18 июля 2011 года по достижении возраста 27 лет повестки о призыве на военную службу административный истец не получал. В ноябре 2017 года ФИО1 обратился в ОВК по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия с просьбой о выдаче военного билета, на что получил ответ, что в ОВК Зубово-Полянского района он на воинском учете не состоит с 2006 года, рекомендовали обратиться в военный комиссариат г. Мытищи Московской области. В апреле 2017 года ФИО1 в ОВК Зубово-Полянского района Республики Мордовия прошел медицинское освидетельствование. Призывной комиссией принято решение, оформленное протоколом N 7, согласно которому он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, а также о зачислении в запас.
Административный истец указывает на то, что от службы в армии не уклонялся, что мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении него не осуществлялись, повесток о призыве на военную службу не получал, зачисление его в запас в связи с достижением предельного возраста как не прошедшего военную службу без законных оснований с выдачей справки взамен военного билета является неправомерным и нарушает его права.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2020 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 18 июня 2020 года решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Ларина С.В. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 03 сентября 2020 года ФИО1 через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебного акта апелляционной инстанции и ставится вопрос о его отмене, оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции первоначально административный истец ФИО1 29 мая 2018 года обратился в Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия с административным иском о признании неправомерным решения призывной комиссии Зубово-Полянского РВК по выдаче справки о не прохождении военной службы без законных на то оснований от 23 апреля 2018 года и возложении обязанности на военный комиссариат Республики Мордовия выдать военный билет.
Решением Зубово-Полянского районного суда от 13 июня 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 сентября 2018 года, в удовлетворении требований заявителю отказано, исходя из законности решения призывной комиссии о том, что ФИО1 уклонялся от прохождения военной службы, с учетом позиции административных ответчиков военного комиссариата Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия и ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия".
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Мордовия от 14 марта 2019 года по кассационной жалобе ФИО1 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал на следующее.
Федеральным законодателем полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установилтребование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац 4 пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Закона N 53-ФЗ).
Делая вывод о том, что ФИО1 до достижения им возраста 27 лет 06 ноября 2015 года состоял на воинском учете в ОВК по городам Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области и не состоял на учете в РВК Зубово- Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия с 18 июля 2011 года ввиду противоречивости ответов военного комиссара по городам Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области, суд при рассмотрении данного административного иска не установилобстоятельства имеющие значение для дела, а именно на какой военный комиссариат была возложена обязанность осуществлять мероприятия по призыву ФИО1 на военную службу и были ли данные обязанности военным комиссариатом исполнены, не дал оценки тому обстоятельству, что согласно сведений удостоверения гражданина подлежащего призыву на военную службу с 18 июля 2011 года ФИО1 состоял на учете в РВК Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия и данные сведения недействительными не признаны.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, 06 ноября 1988 года рождения, с 15 апреля 2003 года зарегистрирован по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский муниципальный район, р.п. Умет, ул. Рабочая, д. 20, кв. 1, и получил приписное свидетельство - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу серии ЕА N от 02 февраля 2005 года.
Из раздела V11 "Прием на воинский учет и снятие с воинского учета" учетной карты призывника ФИО1 следует, что он принят на первоначальный воинский учет в военный комиссариат Зубово-Полянского района Мордовской АССР с 02 февраля 2005 года. 19 октября 2006 года принят на воинский учет в военный комиссариат г. Мытищи Московской области. Призывной комиссией Мытищинского района Московской области в отношении ФИО1 30 ноября 2006 года вынесено решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу до 31 августа 2011 года на время освоения программы в высшем учебном заведении и защиты диплома на основании подпункта "а", пункта 2 статьи 24 Закона N 55-ФЗ.
24 июня 2011 года ФИО1 завершил обучение в ГОУВПО "Московский государственный университет леса". Из приписного свидетельства - удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу серии ЕА N следует, что 11 июля 2011 года на основании заявления ФИО1 снят с воинского учета в военном комиссариате г. Мытищи Московской области и 18 июля 2011 года принят на воинский учет в военном комиссариате Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Согласно сведениям, представленным военным комиссариатом Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия N 662 от 30 мая 2018 года, ФИО1 на воинском учете призывников и граждан, пребывающих в запасе, в военном комиссариате Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия не состоит, в учетно-алфавитной книге призывников 1988 года рождения, проживающих на территории Зубово-Полянского района Республики Мордовия не значится, военный билет на его имя не выдавался.
Из учетной карты призывника ФИО1 (раздела V11) следует, что он снят с воинского учета военного комиссариата г. Мытищи Московской области на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 и пункта, 1 статьи 52 Закона N 53-Ф3 (без указания числа, месяца, года принятого решения).
Из выписки из учетно-алфавитной книги призывников 1988 года рождения, проживающих на территории городов Мытищи, Королев Московской области, усматривается, что под порядковым номером 43 значится ФИО1, в графе 3 "зарегистрированное место жительства (пребывания)" указано: МГУ леса, общежитие, в графе 4 "дата первоначальной постановки на воинский учет" указано, что прибыл из ВК Зубово-Полянского района Республики Мордовия и поставлен на учет 14 сентября 2006 года, в графе 5 "отметки об убытии, высылке личного дела" сведения отсутствуют, в графе 6 "отметка о призыве на военную службу" сведения отсутствуют. В графе 7 "отметки о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу" имеется запись: подпункт "а" пункт 2 статья 24 до 31 августа 2011 года (высш. проф. обр. протокол от 30 ноября 2006 года N 14), в графе 8 "отметка о зачислении в запас или исключении с воинского учета" указано: статья 22 пункт 1 подпункт "а", запас, 27 лет. В графе 9 "Отметка о месте хранения личного дела призывника N раздела картотеки, архива" указано: личное дело хранил.3.
Как следует из ответов военного комиссара городов Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области М. Гаврилюка за исх. N 2/60-98 от 06 декабря 2016 года на запрос военного комиссара Зубово- Полянского района Республики Мордовия от 14 ноября 2016 года, за исх. N 2/3816 от 01 сентября 2017 года, на запрос за исх. N887 от 06 июля 2017 года, ФИО1 состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району до зачисления в запас по достижению возраста 27 лет.
Также из письменной информации отдела по вопросам миграции ОВД по Зубово-Полянскому муниципальному району Республики Мордовия от 29 мая 2018 года N 51/1134, УМВД России по г. Королев от 18 апреля 2019 года исх. N 28/ОВМ-27, следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес" Мордовской АССР, с 15 апреля 2003 года по настоящее время значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: "адрес". В период с 10 сентября 2015 года по 19 мая 2016 года и с 19 мая 2016 года по 19 мая 2017 года значился временно зарегистрированным по месту пребывания по адресу: "адрес".
Из трудовой книжки на имя ФИО1 N следует, что 01 сентября 2011 года принят на работу в ООО " "данные изъяты"), где проработал до 10 февраля 2012 года.
16 февраля 2012 года ФИО1 принят на работу в ОАО " "данные изъяты"", где работает по настоящее время.
Из личной карточки работника ФИО1 ОАО " "данные изъяты"", следует, что по состоянию на 16 февраля 2012 года он фактически проживал по адресу: "адрес".
Из совокупности установленных обстоятельств суд пришел к выводу, что с 01 сентября 2011 года по настоящее время ФИО1 фактически пребывал на территории Московской области, городов Мытищи и Королев.
06 ноября 2015 года ФИО1 достиг возраста 27 лет.
04 апреля 2017 года ФИО1 обратился в ОВК Зубово- Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия с заявлением о выдаче военного билета.
Решением от 23 апреля 2018 года призывной комиссии Зубово-Полянского РВК признано непрохождение ФИО1 военной службы без законных на то оснований.
Призывной комиссией военного комиссариата Республики Мордовия решением от 24 апреля 2019 года (протокол N 7/У от 24 апреля 2019 года) решение призывной комиссии ОВК Зубово-Полянского и Торбеевского района от 23 апреля 2018 года отменено по тем основаниям, что многократное зачисление в запас гражданина, не прошедшего военную службу по достижении ФИО1 возраста 27 лет, законом не предусмотрено, со ссылкой на зачисление ФИО1 в запас призывной комиссией ОВК городов Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области, что подтверждается выпиской из приказа начальника названного ОВК М. Гаврилюк от 06 апреля 2015 года N 29/11.
При этом судом первой инстанции установлено, что из имеющейся в деле выписки из приказа начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищенскому району М. Гаврилюка от 06 ноября 2015 года N 29/11 следует, что зачисленному в запас решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищенскому району присвоить звание рядовой ФИО1
Выписка из данного приказа ФИО1 не вручалась.
Из ответа военного комиссара ФИО8 31 мая 2019 года на обращение ФИО1 следует, что в выдаче военного билета ему отказано, рекомендовано обратиться в Зубово-Полянский РВК по месту постоянного жительства.
Также из письменного сообщения от 09 июля 2019 года военного комиссара ФИО9 следует, что 06 ноября 2015 года ФИО1 призывную комиссию не проходил, выписка из приказа начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищенскому району N 29/11 от 06 ноября 2015 года исполнена ошибочно.
Из представленного на запрос суда ОВК Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищенскому району Московской области приказ N 29/11 значится от 01 апреля 2015 года, не соответствует вышеуказанной выписке из данного приказа и не содержит сведений в отношении ФИО1
При данных обстоятельствах суд первой инстанции, сопоставив сведения из представленной ОВК Зубово-Полянскому и Торбеевскому районам Республики Мордовия выписки из учетно-алфавитной книги призывников 1988 года рождения в отношении ФИО1 и сведения в удостоверении гражданина подлежащего призыву на военную службу ФИО1, а также учитывая отсутствие доказательств того, что ФИО1 уклонялся от получения повесток и призыва на военную службу по призыву, от явки в военный комиссариат по месту регистрации в ОВК Зубово-Полянскому и Торбеевскому районам Республики Мордовия либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу, пришел к выводу о том, что отказ ФИО1 выдать военный билет нарушает и ограничивает его права и признал подлежащими удовлетворению его требования.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции, отменил решение суда первой инстанции, постановилновое решение, которым отказал в удовлетворении требований, оставив тем самым по существу неразрешенным спор.
По мнению суда апелляционной инстанции, в нарушение установленного порядка ФИО1 в установленные сроки не сообщил об изменении места жительства, не снялся с воинского учета при переезде на новое место жительства и не встал на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительство. Наличие в приписном свидетельстве ФИО1 отметки о его постановки на учет в военном комиссариате Зубово-Полянского района Республики Мордовия 18 июля 2011 года не может свидетельствовать об обязанности ведения военным комиссариатом Зубово-Полянского района Республики Мордовия воинского учета ФИО1, ввиду отсутствия объективных данных, свидетельствующих о факте постоянного проживания ФИО1 по месту регистрации с учетом того, что факт регистрационного учета может лишь являться одним из доказательств. Вопросы, связанные с призывом на военную службу военнообязанного вправе рассматривать только призывная комиссия по месту жительства или по месту пребывания военнообязанного, а, следовательно, выводы суда первой инстанции о невыполнении ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" требований по проведению мероприятий по своевременности постановки ФИО1 на воинский учет и призыва его на военную службу сделаны без учета фактически установленных обстоятельств по делу. В приказе N 29/11 от 01 апреля 2015 года информация о присвоении звания "рядовой запаса" ФИО1, а также иная информация в отношении ФИО1 отсутствует, в связи с чем оснований для удовлетворения требования в данной части также отсутствуют.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции, так как они противоречат обстоятельствам административного дела и исследованным доказательствам.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Вопреки выводам апелляционной инстанции материалы дела, как верно указано судом первой инстанции, свидетельствуют о том, что ФИО1 обязанности возложенные законом N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" исполнял, зарегистрирован по месту жительства и состоял на учете в военном комиссариате Зубово-Полянского района Республики Мордовия с 18 июля 2011 года, что установлено судом первой инстанции и подтверждено доказательствами.
Недостатки в работе военных комиссариатов не могут быть поставлены в вину гражданину, действовавшему в соответствии с требованиями закона.
Решение суда первой инстанции соответствует требованиям процессуального и материального закона.
При данных обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции находит подлежащим отмене апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 18 июня 2020 года, решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2020 года - оставлению без изменения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 18 июня 2020 года отменить, решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2020 года - оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 ноября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.