Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Квасова С.Л. на решение Грибановского районного суда Воронежской области от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Квасова С.Л. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, отделу N 2 Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, к начальнику отдела N 2 Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Дергунову Андрею Васильевичу об оспаривании решения, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Квасов С.Л. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным и отменить уведомление (решение) начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) Дергунова А.В. от 22 октября 2019 года N 01-34/24/19 об исключении Квасова С.Л. из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации, обязать восстановить Квасова С.Л. в реестре участников программы с даты постановки.
В обоснование административного иска указал, что в 1993 году был принят на работу слесарем в войсковую часть 14254. В 1995 году ему и членам его семьи в составе четырех человек (жена Квасова Е.В, дети Анна, Екатерина, Ксения) была предоставлена двухкомнатная квартира площадью 42, 7 кв. м, расположенная в закрытом военном городке по адресу: "адрес". В 1999 году брак с супругой Квасовой Е.В. был расторгнут, но они продолжали проживать в указанной квартире.
В 2011 году он уволился из войсковой части по собственному желанию.
В 2017 году он был принят слесарем аварийно-восстановительных работ водопроводно-канализационного хозяйства в военный городок N 307 станции КВО N 4 жилищно-коммунальной службы "адрес". Место его работы расположено на территории закрытого военного городка, где он проживает, связь с военным ведомством он не утратил.
Уведомлением от 31 марта 2016 года N 01-39/10/16 Управление сообщило о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
В конце октября 2019 года ему стало известно о том, что в соответствии с оспариваемым уведомлением он исключен из реестра участников подпрограммы в связи с выявлением факта неправомерного включения. Принятое решение считает незаконным и необоснованным, нарушающим его жилищные права, поскольку он проживает в закрытом военном городке, другого жилья не имеет, жилищные правоотношения возникли с 1995 года и не прекращались, связь с военным ведомством не утеряна, действий, намеренно ухудшающих жилищные условия, он не совершал.
Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 20 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 июня 2020 года в административном иске отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 сентября 2020 года, Квасов С.Л. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Повторяя позицию, изложенную в судах нижестоящих инстанций, настаивает на том, что спорные жилищные правоотношения возникли в 1995 году, сам факт проживания в закрытом военном городке является основанием для выдачи государственного жилищного сертификата; действий, намеренно ухудшающих жилищные условия, он не совершал.
В письменных возражениях начальник отдела N 2 Управления Дергунов А.В. просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела в соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности России, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, г. "адрес" является закрытым военным городком.
Квартира, расположенная по адресу: "адрес", находится на территории закрытого военного городка, является федеральной собственностью и закреплена на праве оперативного правления за Федеральным казённым учреждением "Войсковая часть 14254".
Указанная квартира на основании ордера от 1 июня 1995 года N 18 была предоставлена для проживания в закрытом военном городке на период работы Квасову С.Л. и членам его семьи.
На работу в Войсковую часть 14254 Квасов С.Л. был принят 20 октября 1993 года; 5 июня 2011 года был уволен с занимаемой должности по собственному желанию.
3 сентября 2017 года Квасов С.Л. принят на работу в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации по 12 Главному управлению Министерства обороны на должность слесаря аварийно-восстановительных работ водопроводно-канализационного хозяйства в военный городок N 308 станции КВО N 4, инвентарный номер 64а жилищно-коммунальной службы в "адрес".
31 марта 2016 года уведомлением Управления N 01-39/10/16 Квасов С.Л. был признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации и включен в реестр участников.
22 октября 2019 года начальником отдела N 2 (г. Воронеж) Управления Дергуновым А.В. принято решение - уведомление от 22 октября 2019 года N 01-34/24/19 об исключении Квасова С.Л. из списка граждан участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В качестве основания исключения указано на выявление факта неправомерного включения гражданина в реестр участников подпрограммы и несоответствие Квасова С.Л. требованиям, указанным в подпункте 2 пункта 5 Порядка и сроков формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 515 и подпункту "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в редакции от 4 июля 2019 года.
Кроме того, в уведомлении указано, что на момент обращения с заявлением о включении в состав участников подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" Квасов С.Л. в трудовых отношениях с военным ведомством не находился и в настоящее время не находится, прав владения и пользования служебным жилым помещением в "адрес" не имеет, пенсионного возраста не достиг, обязанность государства по обеспечению Квасова С.Л. жилым помещением для постоянного проживания путем предоставления социальной выплаты, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, отсутствует.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что на день признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации Квасов С.Л. не относился к категориям граждан, имеющих право на участие в названной подпрограмме, не являлся военнослужащим, в трудовых отношениях с военным ведомством (воинской частью 14254) не состоял, пенсионного возраста не достиг, является трудоспособным, нуждающимся в жилых помещениях не признавался и на жилищном учете не состоял. Факт проживания в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, ранее состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающим ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления социальной выплаты.
Ссылки административного истца на положения пункта 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР в связи с наличием стажа в войсковой части более 10 лет отклонены судом апелляционной инстанции, при этом указано, что Квасов С.Л. не состоял и не состоит на жилищном учёте, что является обязательным условием предоставления дополнительных гарантий, предусмотренных нормой статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
При установленных судами фактических обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" установлено, что в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Из паспорта подпрограммы следует, что целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задачи подпрограммы: предоставление социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее по тексту - Правила).
Правилами регламентирован порядок предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, за счет средств федерального бюджета. Впоследствии были утверждены аналогичные федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы и Правила.
Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 названных Правил (в редакции, действующей в период обращения Квасова С.Л. с заявлением об участии в подпрограмме) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
В редакции, действующей на момент принятия решения об исключении Квасова С.Л. из состава участников основного мероприятия, подпункт "б" пункта 5 Правил предусматривал, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют, в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, от 4 июля 2019 года N 858 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в том числе, наименование Правил изложено в следующей редакции: "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19-21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
Правильно применив положения закона, регулирующие спорные правоотношения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Квасов С.Л. не относился к категориям граждан, имеющих право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что сам факт проживания в закрытом военном городке является основанием для выдачи государственного жилищного сертификата обоснованно отклонен судебными инстанциями, при этом судами правильно указано, что факт проживания в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, ранее состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающим ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления социальной выплаты. Данных о том, что Квасов С.Л. подлежит переселению из закрытого военного городка судебными инстанциями не установлено.
Утверждения автора жалобы о несовершении действий, намеренно ухудшающих жилищные условия, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку совершение таких действий не указано в оспариваемом решении в качестве основания для его принятия.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Грибановского районного суда Воронежской области от 20 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Квасова С.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.