Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С. и Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вовк И.В. на решение Калужского районного суда Калужской области от 16 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 18 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Вовк И.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Калужской области (далее - МИФНС России N 7 по Калужской области), Управлению Федеральной налоговой службы России по Калужской области (далее-УФНС России по Калужской области) о возложении обязанности по перерасчету земельного налога.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, выраженные посредством использования систем видеоконференц-связи пояснения представителя МИФНС России N 7 по Калужской области Мережаного Д.А. об оставлении обжалуемых судебных решений без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вовк И.В. обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил возложить на МИФНС России N 7 по Калужской области обязанность произвести перерасчет земельного налога за период с 2014 по 2015 год, исходя из размера кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, равной его рыночной стоимости, а именно 14 223 000 рублей.
В обоснование своих требований указал, что вступившим в законную силу решением Калужского областного суда от 31 октября 2017 года кадастровая стоимость вышеупомянутого земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", установлена по состоянию на 1 января 2012 года в размере 14 223 000 рублей.
Вместе с тем, налоговый орган при перерасчете земельного налога за 2014-2015 годы при определении налоговой базы, формировании и направлении ему налоговых уведомлений и требований необоснованно применил предыдущую кадастровую стоимость в размере 27 358 512 рублей.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 16 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 18 сентября 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, направленной 14 сентября 2020 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и поступившей 22 сентября 2020 года, Вовк И.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по административному делу судебных актов и указывает, что судами не учтено то обстоятельство, что судебным решением от 31 октября 2017 года кадастровая стоимость земельного участка пересмотрена и определена в размере ее рыночной (14 223 000 рублей) по состоянию на 1 января 2012 года.
Обстоятельства, при которых осуществлен перерасчет налога за 2014, 2015 годы, судами фактически не исследовались, перерасчет налога при изменении кадастровой стоимости может производиться лишь в случае улучшения положения налогоплательщика. Предыдущая кадастровая стоимость земельного участка (27 358 512 рублей), вопреки доводам налогового органа, не могла применяться к названным налоговым периодам по вышеизложенным обстоятельствам.
Таким образом, по мнению автора жалобы, избранный судами подход, позволяющий произвольно налоговым органам производить перерасчет за предшествующие периоды только на основании несвоевременно поступивших актуализированных сведений из регистрирующих органов, нарушает принцип правовой определенности, так как порождает у налогоплательщиков, исполнивших свои налоговые обязательства своевременно, возникновение сумм задолженности по налогам.
На кассационную жалобу от МИФНС России N 7 по Калужской области и УФНС России по Калужской области поступили письменные возражения и отзыв, в которых указывается на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Определениями судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2020 года Вовк И.В. восстановлен срок на подачу кассационной жалобы, которая с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в поданных письменных ходатайствах не возражают против рассмотрения дела без их участия. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что расчет налога и пени произведен налоговым органом правильно, при перерасчете налога требования ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации соблюдены.
С указанными выводами следует согласиться.
Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с поименованным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 15, ст. 387 названного кодекса).
Налоговая база для земельного налога в соответствии с п. 1 ст. 390 указанного кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 этого же кодекса.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В силу п. 3 ст. 396 и п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как видно из материалов дела, с 9 ноября 2010 года по 10 июля 2018 года Вовк И.В. являлся собственником земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Калужского областного суда от 31 октября 2017 года кадастровая стоимость данного земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2012 года в размере его рыночной стоимости, равной 14 223 000 рублей, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 29 декабря 2016 года.
Перерасчет земельного налога Вовк И.В. за 2014, 2015 годы осуществлен налоговым органом исходя из актуальных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 2017 год (27 358 512 рублей), поступивших из регистрирующего органа, в рамках трехлетнего периода, установленного п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Вовк И.В. наличие у него в собственности объекта налогообложения, правильность применения налоговых ставок, соблюдение предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации порядка и сроков взыскания налога не оспаривал.
Позиция административного истца сводилась к незаконности перерасчета налога за 2014 и 2015 годы по вышеупомянутому земельному участку и необоснованности применения кадастровой стоимости в размере 27 358 512 рублей при исчислении земельного налога.
Судами при принятии обжалуемых решений учитывались положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, закрепляющей то, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Давая оценку действиям налогового органа по перерасчету земельного налога, суды нижестоящих инстанций указали, что перерасчет произведен в связи с поступившими в налоговый орган из Росреестра актуализированными сведениями о кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку налоговому органу, ранее направившему налоговые уведомления об уплате земельного налога за 2014 и 2015 годы, в порядке ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации поступили актуализированные сведения о действовавшей в эти налоговые периоды кадастровой стоимости земельного участка, налоговой инспекцией был правомерно произведен перерасчет налога, направлено соответствующее налоговое уведомление с указанием срока уплаты.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы административного истца о неправомерности перерасчета налога в сторону его увеличения не основаны на налоговом законе, действовавшем при перерасчете налога, ссылки Вовк И.В. на это, отклонены судебными инстанциями правильно, с учетом положений налогового законодательства.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления налога, страховых взносов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, до 1 января 2019 года Налоговым кодексом Российской Федерации изменение характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п, происходящее в течение налогового периода, не учитывалось при исчислении налогов в этом налоговом периоде. При этом перерасчеты могли проводиться как в большую сторону (например, при получении налоговыми органами от органов Росреестра сведений об ошибках в ранее направленной информации), так и меньшую сторону; не предусматривалась возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в ст. 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена п. 2.1 следующего содержания: "перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п.п. 1 и 2 ст. 15 данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абз. 1 данного пункта, в отношении налогов, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 15 данного кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов".
Названным федеральным законом с 1 января 2019 года изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.
Так, для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимости предусмотрена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода; исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета; применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.
Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно п. п. 2 и 6 ст. 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
При этом указанным Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ не предусмотрено, что положения ст. 1, дополняющей ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу.
Поскольку перерасчет земельного налога в рассматриваемом случае должен был производиться при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (по данному делу 29 декабря 2016 года), суды нижестоящих инстанций, с учетом требований ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, пришли к правильному выводу о том, что оснований для перерасчета Вовк И.В. сумм ранее исчисленных налогов, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной решением суда от 31 октября 2017 года (14 223 000 рублей), за период 2014-2015 годы, не имелось.
По своей сути, доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о допущенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При таких данных оспариваемые судебные акты отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных решений, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 16 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 18 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вовк И.В. - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в окончательном виде 13 ноября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.