Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Баранова Г.В, судей Гайдарова М.Б. и Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Поповкина С.В. на решение Грибановского районного суда Воронежской области от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Избирательной комиссии Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области к Поповкину С.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области шестого созыва на выборах, назначенных на 13 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никонорововой О.Е, полагавшей, что решение и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам
установила:
Избирательная комиссия Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (далее - Избирательная комиссия) обратилась в суд с административным иском к Поповкину С.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты, указывая на то, что решением Избирательной комиссии от 24 июля 2020 года N 24 Поповкин С.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области шестого созыва на выборах, назначенных на 13 сентября 2020 года, однако 31 июля 2020 года в Избирательную комиссию из Информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области (далее - ИЦ ГУМВД России по Воронежской области) поступили сведения о том, что Поповкин С.В. был осужден приговором Терновского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к "данные изъяты". Однако при подачи документов на регистрацию его в качестве кандидата в депутаты, сведения о наличии погашенной судимости, Поповкиным С.В. были сокрыты, что в свою очередь, по мнению административного истца, является основанием для отмены регистрации административного ответчика в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области шестого созыва на выборах, назначенных на 13 сентября 2020 года.
Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 19 августа 2020 года, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 сентября 2020 года, регистрация Поповкина С.В. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области шестого созыва на выборах, назначенных на 13 сентября 2020 года, зарегистрированного решением Избирательной комиссии от 24 июля 2020 года N 24, была отменена.
В кассационной жалобе, поданной Поповкиным С.В. 28 сентября 2020 года через Грибановский районный суд Воронежской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 7 октября 2020 года, Поповкин С.В. ставит вопрос об отмене судебных решений, как необоснованных и незаконных, просит вынести новое решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на процессуальные нарушения допущенные судом первой инстанции в части ненадлежащего его извещения о времени и месте рассмотрения дела, также ссылается и на нарушение судебными инстанциями норм процессуального права, которые выразились в отказе административному истцу в ходатайстве о проведении по делу судебной экспертизы, а также на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Решением избирательной комиссии Воронежской области от 14 сентября 2017 года N 40/297-6 полномочия избирательных комиссий муниципальных образований Грибановского муниципального района Воронежской области возложены на участковые избирательные комиссии, действующие в границах муниципальных образований, на срок полномочий соответствующих представительных органов муниципальных образований, в том числе, избирательной комиссии Новогольского сельского поселения - на участковую избирательную комиссию избирательного участка N 15/24 с 29 сентября 2017 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Грибановского района Воронежской области от 5 июня 2018 года N сформированы участковые избирательные комиссии избирательных участков, в том числе, избирательного участка N, сроком полномочий пять лет (с 2018 года по 2023 год), назначив в их составы членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса лиц согласно прилагаемым спискам.
Решением Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от 15 июня 2020 года N назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области шестого созыва на 13 сентября 2020 года.
Решением избирательной комиссии от 24 июля 2020 года N выдвинутый в порядке самовыдвижения Поповкин С.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области шестого созыва на выборах, назначенных на 13 сентября 2020 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и статьей 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года N 87-ОЗ "Избирательный кодекс Воронежской области" (далее - Закон Воронежской области N 87-ОЗ").
Далее в связи с поступлением 31 июля 2020 года в Избирательную комиссию из ИЦ ГУМВД России по Воронежской области сведений о том, что Поповкин С.В. был осужден приговором Терновского районного суда Воронежской области от 17 февраля 2011 года по части 2 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации к "данные изъяты", решением Избирательной комиссии от 13 августа 2020 года N было принято решение обратиться в Грибановский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области шестого созыва на выборах, назначенных на 13 сентября 2020 года, Поповкина С.В. в связи с установленным сокрытием Поповкиным С.В. при подачи документов на регистрацию сведений о судимости.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Согласно пунктам 5, 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.
В силу пункта 13 статьи 20 данного Федерального закона решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ и подпунктом 8 пункта 7 статьи 101 Закона Воронежской области N 87-ОЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, в том числе, в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
По смыслу закона, к сведениям о судимости относятся любые сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера и части, пункта, а также наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства СССР и союзных республик, статей закона иностранного государства, на основании которых был осужден кандидат в депутаты.
В пункте 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ закреплено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, то указываются также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В избирательную комиссию Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области 10 июля 2020 года обратился Поповкин С.В. с заявлением установленной формы, в котором выразил согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области порядке самовыдвижения. При этом заявление Поповкина С.В. и представленные им документы не содержали сведений о наличии у него погашенной судимости. В бланк заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты над подстрочным текстом "сведения о судимостях кандидата в случае, если у кандидата имелась или имеется судимость" Поповкин С.В. собственноручно внес запись "не судим". Затем 16 июля 2020 года Поповкиным С.В. в Избирательную комиссию были представлены документы для регистрации кандидата.
Решением избирательной комиссии от 24 июля 2020 года N выдвинутый в порядке самовыдвижения Поповкин С.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, и статьей 53 Закона Воронежской области N 87-ОЗ.
В последующем, 31 июля 2020 года в Избирательную комиссию поступила информация информационного центра ГУ МВД России по Воронежской области о том, что Поповкин С.В. был осужден приговором Терновского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ года по "данные изъяты". На основании статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации данное преступление относится к преступлениям средней тяжести. На основании статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашена. Данная информация подтверждена представленной по запросу суда первой инстанции копией приговора Терновского районного суда Воронежской области от 17 февраля 2011 года с отметкой о вступлении приговора в законную силу.
Поскольку действующим избирательным законодательством обязанность по сообщению в избирательную комиссию сведений о судимостях лежит на кандидате в депутаты, судом первой инстанции неуказание Поповкиным С.В. в поданном им в Избирательную комиссию заявлении о наличие у него погашенной судимости расценено как совершение им действий по сокрытию таких сведений.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что Поповкиным С.В. нарушен порядок выдвижения в кандидаты в депутаты, выразившийся в сообщении им недостоверных сведений о личности, в части наличия судимостей.
Также суд первой инстанции, обоснованно не принял во внимание доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с указанными требованиями, поскольку, в соответствии с пунктом 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 5 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования. Административный истец обратился в суд 14 августа 2020 года, выборы депутатов Совета народных депутатов Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области шестого созыва назначены на 13 сентября 2020 года.
Доводы административного ответчика в части допущенных, по мнению Поповкина С.В, процессуальных нарушениях, а именно о не извещении его о дате и времени рассмотрения административного иска, а также об отказе в назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы детально рассмотрены судом апелляционной инстанции при разрешении в судебном заседании апелляционной жалобы Поповкина С.В. и не нашли своего подтверждения.
При указанных обстоятельствах, учитывая обстоятельства дела и нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
По своей сути, доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о допущенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Грибановского районного суда Воронежской области от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Поповкина С.В. оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено в день его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.