Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2020 года гражданское дело N2-1-48/2020 по иску Куряковой ФИО7 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью незаконным, возложении обязанности включить периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, по кассационной жалобе Куряковой ФИО8
на решение Калининского районного суда Саратовской области от 6 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июля 2020 года
заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) Сигачевой И.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Курякова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью незаконным, возложении обязанности включить периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением Калининского районного суда Саратовской области от 6 марта 2020 года исковые требования Куряковой Т.В. удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости N 1900000013969/573892/19 от 20 ноября 2019 года в части исключения из стажа лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 21 октября 2002 года по 22 ноября 2002 года, с 25 ноября 2002 года по 9 декабря 2002 года, с 23 октября 2006 года по 24 ноября 2006 года, праздничных дней "Радоница" 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года и 7 мая 2019 года признано незаконным. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) возложена обязанность включить Куряковой Т.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21 октября 2002 года по 22 ноября 2002 года, с 25 ноября 2002 года по 9 декабря 2002 года, с 23 октября 2006 года по 24 ноября 2006 года в льготном исчислении как год работы за 1 год 3 месяца, праздничные дни "Радоница" 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года и 7 мая 2019 года. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Куряковой Т.В. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Курякова Т.В. просит отменить принятые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года в должности медсестры терапевтического отделения Вилейской ЦРБ Минской области Республики Беларусь, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая, что спорный период подлежит включению в специальный стаж на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Поскольку предметом кассационного рассмотрения является решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года в должности медсестры терапевтического отделения Вилейской ЦРБ Минской области Республики Беларусь, оснований для проверки решение суда первой инстанции и апелляционного определения в полном объеме, судебная коллегия не усматривает.
Выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, 11 ноября 2019 года Курякова Т.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) N190000013969/57892/19 от 20 ноября 2019 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На дату подачи заявления 11 ноября 2019 года стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 28 лет 3 месяца 26 дней.
Ответчик исключил из стажа работы, дающей право на досрочную пенсию, период работы с 1 января 1991 года по 1 июня 1993 года в должности медсестры терапевтического отделения Вилейской ЦРБ Минской области Республики Беларусь, поскольку периоды работы в Республике Беларусь после 1 января 1991 года рассматриваются как периоды работы за границей, и могут быть включены в подсчет общего трудового стажа в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 года N724 указанный период работы истца в должности медицинской сестры терапевтического отделения не засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Куряковой Т.В. о включении в специальный стаж лечебной деятельности периода работы с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года в должности медсестры терапевтического отделения Вилейской ЦРБ Минской области Республики Беларусь, суд первой инстанции, исходил из того, что Курякова Т.В. в своем заявлении от 11 ноября 2019 года просила назначить пенсию без учета норм договора между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве от 24 января 2006 года, в связи с чем обязательным условием для включения в подсчет страхового стажа периода работы, имевшего место в Республике Беларусь после 1 января 1991 года, является уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако доказательств уплаты страховых взносов истцом не представлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив их суждением о том, что в материалах дела не имеется также подтверждения компетентного органа Республики Беларусь о возможности включения в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости указанного периода работы истца по нормам законодательства Республики Беларусь, а Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года не регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших из Республики Беларусь, поскольку при заключении договора от 24 января 2006 года Российская Федерация и Республика Беларусь договорились об ином порядке пенсионного обеспечения, который распространяется, как на периоды страхового стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года, так и после указанной даты.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Согласно ст. 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения", назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Однако суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела положения вышеуказанных норм закона, устанавливающих возможность учета страхового стажа, приобретенного на территории в государстве участнике Соглашения от 13 марта 1992 года, не применил к спорным отношениям, и вследствие этого не установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года не регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших из Республики Беларусь, поскольку при заключении договора от 24 января 2006 года Российская Федерация и Республика Беларусь договорились об ином порядке пенсионного обеспечения, который распространяется, как на периоды страхового стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года, так и после указанной даты, противоречат положениям действующего законодательства.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" предусмотрено, что прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
Согласно статьи 13 Соглашения от 13 марта 1992 года каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения исходит из принципов, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции.
Учитывая, что спорный период трудовой деятельности истца проходил на территории Беларусь, отказ истца от применения Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года не исключает возможность применения к данным правоотношениям Соглашения от 13 марта 1992 года, участником которого является Республика Беларусь.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Поскольку условие о включении в стаж периодов, за которые уплачивались страховые взносы, касается лишь периодов после 1 января 2002 года, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что периоды работы после 1 января 1991 года могут быть включены в страховой стаж при наличии документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются необоснованными.
Кроме того, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции при проверке его законности, не устранены, эти нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми и могут быть исправлены только посредством отмены судебных актов.
С учетом приведенного решение Калининского районного суда Саратовской области от 6 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июля 2020 года в части отказа во включении в специальный стаж лечебной деятельности периода работы с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования Куряковой Т.В. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Калининского районного суда Саратовской области от 6 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июля 2020 года отменить в части отказа во включении в специальный стаж лечебной деятельности Куряковой ФИО9 периода работы с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Калининский районный суд Саратовской области.
В остальной части решение Калининского районного суда Саратовской области от 6 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июля 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.В. Шеховцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.