Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Шеховцовой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело с использованием системы веб-конференции по иску Ахунова Гафура Кадыровича к ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области, ГУ МВД РФ по Московской области об установлении факта участия в выполнении служебно-боевых задач в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта и признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий"
по кассационной жалобе Ахунова Гафура Кадыровича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда N 33-653/2020 от 15 января 2020 года, которым в удовлетворении требований отказано
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, возражения по доводам кассационной жалобы представителя ГУ МВД РФ по Московской области по доверенности Маркову Е.А, действующую на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Ахунов Г.К. обратился в суд с иском к ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области, ГУ МВД РФ по Московской области об установлении факта участия в выполнении служебно-боевых задач в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта и признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий".
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 29 марта 2018 года исковые требования Ахунова Г.К. удовлетворены; установлен факт нахождения Ахунова Г.К. в служебной командировке и выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта на территории Наурского района Чеченской Республики РФ в период с 21 ноября 2000 года по 9 февраля 2001 года в должности заместителя начальника сводного отдела внутренних дел ГУВД РО; установлен факт участия Ахунова Г.К. в выполнении служебно-боевых задач в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта на территории Наурского района Чеченской Республики РФ в период с 21 ноября 2000 года по 9 февраля 2001 года; признано за Ахуновым Г.К. право на получение удостоверения "Ветеран боевых действий".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 января 2020 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований Ахунову Г.К. об установлении факта участия в выполнении служебно-боевых задач в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта и признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий" отказано.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Ахуновым Г.К. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 января 2020 года, как незаконного ввиду допущенных судом нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Судом установлено, что в период с 1984 года по 2002 год Ахунов Г.К. проходил службу в системе МВД РФ в должности заместителя начальника Верхнедонского ОВД, начальника следственного отделения.
В 2002 году Ахунов Г.К. уволился на пенсию по выслуге лет.
В период с 21 ноября 2000 года по 09 февраля 2001 года Ахунов Г.К. находился в служебной командировке в зоне вооруженного конфликта и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта на территории Наурского района Чеченской Республики РФ в должности заместителя начальника сводного отдела внутренних дел ГУВД РО.
Согласно выписке из приказа N510 от 07.02.2001 года МВД РФ объединенная группировка войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ за смелость и самоотверженность, проявленные при исполнении служебно-боевых задач на территории Чеченской Республики майор юстиции Ахунов Г.К. награжден нагрудным знаком "За верность долгу".
Как следует из ходатайства МВД РФ объединенная группировка войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо- Кавказского региона РФ от 07.02.2001 года о поощрении очередного специального звания "подполковник юстиции" Ахунову Г.К, в котором указано, что приказом от 17.11.2000 года N877 от 21.11.2000 года он был откамандирован в составе сводного отдела внутренних дел ГУВД Ростовской области на территорию Наурского района ЧР, где исполнял обязанности заместителя начальника отдела - начальника следственного отделения ВОВД Наурского района ЧР. С первых дней зарекомендовал себя профессионально-грамотным руководителем. Провел значительную работу по формированию у населения Наурского района положительного представления о милиции. Неоднократно участвовал в проведении оперативно-профилактических мероприятий в наведении надлежащего правопорядка в населенных пунктах Наурского района. Так, 14.12.2000 года, при проведении РПД в районе н.п. Чири-Юрт Ахунов Г.К. принимал участие в руководстве оперативно-боевой группой ВОВД Наурского района в количестве 51 человек. В ходе мероприятий им лично была обнаружена и обезврежена мина-ловушка, установленная преступниками на территории рынка. Благодаря решительным действиям Ахунова Г.К. удалось предотвратить террористический акт в месте массового пребывания граждан. 05.01.2001 года в составе следственно-оперативной группы в результате отработки оперативной информации в п.Чернокозово, Наурского района в районе заброшенного склада химикатов, был обнаружен склад вооружения и боеприпасов: гранатомет РПГ-22, огнемет "Шмель", гранаты Ф-1, РГН, мина- МОН-50, патроны 5, 45 мм. При этом проявил высокий профессионализм при документировании и изъятии данных боеприпасов и вооружения. Указанные обстоятельства также указаны в представлении к присвоению звания.
Согласно справки N2441/198 Ахунов Г.К. с 12.11.2000 года по 09.02.2001 года находился в служебной командировке и выполнял служебно-боевые задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона.
Как следует из выписки из приказа о поощрении сотрудников ВОВД Наурского района Чеченской Республики, за успешное выполнение служебно-боевых задач по проведению контртеррористической операции Северо-Кавказского региона, проявленное при этом мужество Ахунов Г.К. приказом от 24.01.2001 года награжден охотничьим ножом "скорпион" N6540.
Согласно выписки из приказа н.п.Ханкала, за добросовестное отношения к исполнению своих служебных обязанностей, мужество и самоотверженность, проявленные при выполнении служебно-боевых задач на освобожденной территории Чеченской Республики Ахунов Г.К. приказом от 19.01.2001 года награжден денежной премией в размере 770 рублей.
Как следует из выписки из приказов н.п. Ханкала за добросовестное отношения к исполнению своих служебных обязанностей, мужество и самоотверженность, проявленные при выполнении служебно-боевых задач на освобожденной территории Чеченской Республики Ахунов Г.К. награжден: нагрудным знаком "за отличие в службе ВВ" второй степени (приказ N1324 от 17.12.2000 года); нагрудным знаком "за отличие в службе ВВ" первой степени (приказ N101 от 29.01.2001 года); нагрудным знаком "за отличную службу в МВД" (приказ N74 от 08.01.2001 года; нагрудным знаком "участник боевых действий" (приказ N75 от 08.01.2001 года; нагрудным знаком "за службу на Кавказе" (приказ N99 от 10.01.2001 года.
В справке от 08.02.2001 года N2441 указано, что Ахунов Г.К. с 21.11.2000 года по 09.02.2001 года принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона и на него распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные приказом МВД России от 12.05.1997 года N289.
Аналогичные сведения указаны в справках N297 и N205.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Ахунова Г.К. суд первой инстанции исходил из законности приказов подтверждающих пребывание Ахунова Г.К. в местности, которая отнесена к зоне вооружённого конфликта, осуществлением им службы по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения на территории Северо-Кавказского региона и наличия в связи с этим у него права статуса ветерана боевых действий.
Признавая решение суда первой инстанции об удовлетворении иска не соответствующим требованиям закона и подлежащим отмене и принимая по делу новое решение об отказе в их удовлетворении, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда исходила из того, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций, производится не всем военнослужащим, проходившим службу в местности, которая отнесена к зоне вооружённого конфликта, а только тем из них, кто привлекался к выполнению специальных задач на данных территориях. Как полагал суд апелляционной инстанции, из представленных документов не следует, что Ахуновым Г.К. в данные периоды непосредственно выполнялись определённые боевые задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооружённого конфликта. Указав на то, что доказательств объективно подтверждающих, что в период с 21 ноября 2000 года по 9 февраля 2001 года Ахунов Г.К. привлекался к выполнению специальных задач при прохождении службы в условиях в местностях, которые отнесены к зоне вооружённого конфликта, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении факта участия в выполнении служебно-боевых задач в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта и признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий".
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Согласно подпунктам 1 - 5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных положений Федерального закона "О ветеранах" Правительством Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" были утверждены: единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения ветерана боевых действий; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Данная Инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
Сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, удостоверения оформляются и выдаются через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел (подпункт 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, установлен пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
В материалы дела представлена справка N2441/198 МВД РФ временной оперативной группировки на территории Северо-Кавказского региона РФ, справка N4441 от 08.02.2001 года МВД РФ объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, справки N297 и N205 МВД РФ временной оперативной группировки на территории Северо-Кавказского региона РФ, выписки из приказов н.п. Ханкала объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, выписки из приказов МВД РФ объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, ходатайство МВД РФ объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, согласно которых Ахунов Г.К. с 21 ноября 2000 года по 09 февраля 2001 года находился в служебной командировке и выполнял служебно-боевые задачи в составе временной оперативной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ в Чеченской республике РФ, принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона.
Между тем данные обстоятельства судом апелляционной инстанцией проверены не были, при том, что в данных документах содержатся записи в том числе о зачете данного периода службы в льготном исчислении.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что законность приказов, справок в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны, пребывание Ахунова Г.К. и осуществление им службы в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона ответчиком не оспорено, судом апелляционной инстанции оставлено без внимания и соответствующей правовой оценки, при том, что противоречий касающихся периода прохождения Ахуновым Г.К. в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, наличие в связи с этим у него права статуса ветерана боевых действий не установлено, ссылка суда апелляционной инстанции на то, что доказательств, объективно подтверждающих, что Ахунов Г.К. проходил службу в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, нельзя признать правомерной.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что из представленных документов не следует, что Ахуновым Г.К. в указанные периоды непосредственно выполнялись определённые боевые задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооружённого конфликта, нельзя признать правомерным, поскольку прохождение истцом службы в данном случае связано с выполнением задач в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, а не в условиях чрезвычайного положения и выполнения каких-либо боевых задач.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учётом приведённых положений процессуального закона каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям. Оценка доказательств и отражение её результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению и судом апелляционной инстанции.
Однако в нарушение требований гражданского процессуального закона и приведённых норм материального права, доводам Ахунова Г.К. о наличии у него права на статус ветерана боевых действий, а также предоставленным доказательствам, судом апелляционной инстанции надлежащей правовой оценки не дано.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отказе в установлении факта участия в выполнении служебно-боевых задач в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта и признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий" нельзя признать правомерным.
С учетом приведенных обстоятельств апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 января 2020 года - отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.